Практически ничего в мире не возникает на пустом месте. У каждого механизма есть свой создатель или же человек, который впервые нажмёт кнопку, заставляя устройство работать. Если сравнить белорусский авангард с механизмом, то его «создателем», можно по праву назвать Казимира Малевича. Конечно, он не единственный родоначальник художественных течений, захвативших большую часть мира в начале 20 века. Но К. Малевич оказался тем человеком, который принёс с собой и, как настоящий отец, «взрастил и воспитал» новомодное искусство на белорусский землях. В этом случае рассказ о родителе и ребенке не закончился, а стал прологом к внушительной истории своеобразной художественной династии, продолжающейся до сих пор. Примеры авангардной семьи, вместе с главой её рода, представлены на выставке «Малевич и 21 век» в Национальном центре современных искусств.
Одна из важнейших особенностей данной выставки – возможность проследить не только изменения белорусского авангарда в целом, минуя десятки лет, но и увидеть его развитие в рамках конкретной семьи.
Порывистая работа с красками и активное использование приглушённых цветов, хаотичность линий и дробление композиции присуще творческой манере Ивана Семилетова – представителю абстрактного экспрессионизма. А стилизованные нечёткие силуэты героев картин объединяют его искусство с произведениями отца – Бориса Семилетова. Хотя для Семилетова-старшего характерно не абстрактное искажение реальной формы предмета, а её упрощение. Необычна и его привычная палитра – разбелённые оттенки локальных цветов, которые, тем не менее, передают эффект неонового свечения, что отлично заметно на полотне под названием «В ожидании сезона» передающее томление пустых лодок около знойного берега.
На представленных произведениях Сергея Криштаповича 1970-ых годов всё ещё присутствует фигуративность, только строится она за счёт крупных ярких пятен цвета («Банкир»). Большим разнообразием оттенков отличается цветовая палитра С. Криштаповича, что уравнивается детальностью и некой декоративностью работ его дочери Эвелины Криштапович. В новых картинах двух художников заметно стремление к минимализму и абстракционизму, который достигает своего апогея в позднем творчестве Криштаповича-старшего.
Оценить преемственность поколений на выставке также можно с помощью абсолютно разных по исполнению работ Израиля и Матвея Басовых, и декоративных экспериментов с эмалями, металлами и другими материалами Петра Кузьмича и его знаменитого отца-ювелира Николая Кузьмича.
Однако объединяет всех представленных в экспозиции художников не только кровное, но и более глобальное – творческое родство. Все творцы здесь – представители разных направлений, со своими выработанными художественными особенностями и авторской манерой, нередко выходящей за рамки определённого течения. Но каждый из них является значимой веточкой на мощном генеалогическом древе белорусского авангарда, которое крепнет на протяжении уже ста лет. А подарил жизнь этому явлению именно Казимир Малевич, поручив его естественное развитие в руки будущих поколений своих потомков. И успешный результат многих поколений авангарда показан в залах Национального центра современных искусств, с которым обязательно нужно ознакомиться для понимания многогранного белорусского искусства 20-21 века.
Яна Тышкевич,
студентка специальности искусствоведение
Белорусской государственной академии искусств
Запрашаем арганізаваныя школьныя групы у Нацыянальны цэнтр сучасных мастацтваў на лялечныя спектаклі!
Приглашаем наших юных посетителей на мастер-классы от художника Руслана Сергеева!