Адукацыя

О чем говорит «неофициальное» искусство?

  • 01.09.2019
  • 12.00 - 20.00
  • г. Мінск, Незалежнасці, 47
  • Тэл. +375 17 235–03–32
  • Тэл. +375 17 399–09–78

На выставке «Казимир Малевич и XXI век» в НЦСИ представлено большое число работ белорусских художников-нонконформистов. В экспозицию вошли произведения таких представителей неофициального искусства 1980-1990-х годов, как Игорь Кашкуревич, Артур Клинов, Алексей Жданов, Александр Досужев, Людмила Русова, Геннадий Хацкевич, Владимир Лаппо, Альгерд и Сергей Малишевские, Виталий Чернобрисов и Израиль Басов.

В 1970-1980-х годах в культурной жизни страны происходит разделение на официальное и неофициальное, нонконформистское, искусство. Белорусский нонконформизм – не просто художественная деятельность, это еще и способ мышления художников. Посредством своих произведений они могли высказываться свободно.

Одним из тех художников, кто стоял у истоков белорусского независимого искусства в 1970-х, был Ришард Май, а его «Автопортрет» 1972 года, представленный на выставке в НЦСИ, является показательным примером экспрессионизма. Художник написал автопортрет, изобразив себя в шляпе. Фон произведения весьма условный, вся работа написана большими мазками кисти. Ришард Май в основном использовал яркую палитру оттенков, которую сочетал черными пятнами цвета. И из-за такого сочетания, произведение приобрело сильное эмоциональное воздействие на зрителя и весьма мрачное, безысходное настроение. Красные глаза на полотне очень печальны, а сам портрет «закружился» в мазках и цветовых пятнах. Бурлящая какофония цвета вокруг очень подавленного выражения лица как будто указывает не только на внутренние противоречия, которые, возможно, томились в душе художника, но и на социальный контекст того времени, когда полотно было написано. В начале 1970-х Ришард Май изобразил себя вопреки доминирующему направлению, изобразил смело и дерзко.

В 1980-е годы всё больше художников начинает соотносить себя с новым, неофициальным искусством. Картина Натальи Залозной «Радуница» была написана в 1989 году. Художница одновременно соединяет и противопоставляет в работе «настоящее» и «прошлое». Переосмысление народных обрядов, в сочетании с экспрессивной манерой письма и в соединении с лирическим лейтмотивом, создает неповторимый «белорусский авангард».

В 1990-х белорусский нонконформизм заиграл новыми красками: те настроения, что витали в воздухе еще в конце 1980-х, не могли не отразится в искусстве. Отличным примером белорусского нонконформизма является работа Алексея Жданова «Метаморфозы» (1990 г. из серии «Мутанты»), которая представлена на выставке. Работа, как и другие произведения Жданова, полна тоски, художник создал параллельное измерение, где изображалась повседневная воспринимаемая художником действительность. Его мир построен на «дотлевающих» ощущениях, что всё вокруг несущественно и временно. На картинах часто представлены тёмные урбанистические пейзажи, перед которыми изображались люди-«мутанты»: большеголовые существа с круглыми глазами. Их ничего не выражающие, остекленевшие взгляды словно смотрят зрителю в душу. Алексея Жданова можно причислить к художникам-экзистенциалистам. В его работах чувствуется постоянное нагнетание и подсознательный страх перед созданной в произведениях действительностью. Но нельзя точно определить источник страха, такие ощущения безысходной тоски как бы вытягивают зрителей из бездумного проживания их жизней, и именно такие впечатления от произведений дают, на мой взгляд, возможность абстрагироваться от всех ежедневных проблем.

Картина Зои Литвиновой «Предстояние» относится к более позднему периоду (2000-е годы). Группу стилизованных фигур, изображенных на картине, художница окружила геометрическими цветными формами, сами фигуры «состоят» из ярких пятен цвета. Фон условен и разделен на 3 горизонтальных фрагмента: желтый, синий и красный. Художница неспроста использовала эти цвета, ведь это основные три цвета, из которых можно создать все остальные. По сути всё произведение Зои Литвиновой и состоит из оттенков и сочетаний этих трёх цветов. Яркие фигуры, яркое окружение, и некоторая условность в изображении — всё это является особенностью, своего рода «изюминкой» белорусской художницы Зои Литвиновой.

Если рассматривать произведения 1970-х - начала 2000-х годов, то надо помнить, что воспринимать эти работы без знания контекста того времени нельзя. Кажется, что за 40 лет, прошедших с начала всплеска авангардного искусства, в Беларуси не многое изменилось в культурной жизни страны, но это не так! Новые имена и новая интерпретация действительности появляется в каждом поколении. Сейчас для нас часть работ на выставке «Казимир Малевич и XXI век» является уже историей искусства ХХ века. Художники-нонконформисты в живописных произведениях показывали свою яркую индивидуальность и личный, субъективный взгляд на художественные задачи. Эти работы противопоставлялись официальному искусству и социальному реализму, который доминировал в тот период. И такое негласное соперничество вылилось именно в ту историю белорусского искусства, которую можно увидеть сейчас на выставке «Казимир Малевич и ХХI век».

Елена Шевченко,
студентка специальности искусствоведение
Белорусской государственной академии искусств

Другія мерапрыемствы
21.10.2023 31.05.2024 15:00-17:00 Незалежнасці, 47
21.10.2023 31.05.2024 15:00-17:00 Незалежнасці, 47
21.10.2023 31.05.2024 15:00-17:00 Незалежнасці, 47
Адукацыя «АРТ-АЗБУКА в НЦСИ» 8+

Приглашаем детей от 8 до 11 лет в увлекательный мир искусства. Если ваш ребенок любит творить! Если ему интересно, чем печатная графика отличается от оригинальной, если он хочет узнать о современном искусстве и известных художниках, то ждем вас в гости!

Адукацыя Курс «АРТ-АЗБУКА В НЦСИ» 16+

Это курс лекций и творческих занятий, непринужденной беседы и расширения своих познаний об искусстве. Коммуникация с кураторами, художниками, знакомство с их творчеством, приобретение навыка «видеть» картину и раскрывать замысел автора, а также многое другое.