Выставы

Выставка санкт-петербургской художницы Марины Быковой «ЭХО ВРЕМЕНИ».

  • 18.08.2017 - 07.09.2017
  • г. Мінск, Някрасава, 3
  • Тэл. +375 17 262 62 15

17 августа 2017 года в 18.00 в Национальном центре современных искусств Республики Беларусь (площадка – ул. Некрасова, 3) состоится открытие выставки санкт-петербургской художницы Марины Быковой «ЭХО ВРЕМЕНИ».

Выставка продлится по 7 сентября 2017 года.

Экспозиция включает в себя почти 20-летний период творчества М.Быковой и представляет работы трёх направлений: «Городской пейзаж и путешествия», «Эхо вечных диалогов» – серию копий с картин известных мастеров и авторские работы, где мы увидим продолжение этих диалогов.

Живопись Марины Быковой наполнена светом и вибрирующей игрой полутонов. Пейзажи напоминают солнечные работы 1950-х годов, прослеживается влияние французских художников, например, таких, как Марке – времени, когда художники любовались природой, наслаждаясь безмятежностью бытовых радостей, ценили счастье сегодняшнего дня.

Любопытно, что художница пишет солнце и пляжный волейбол, используя упрощенные живописные приемы, сталкивает холодные и теплые тона, свет и тень, наполняя их трогательной женской хрупкостью. В диалог с упомянутым вступает необычная 3D живопись. Размещая шелк над поверхностью живописного полотна, где дымкой изображён сюжет, автору удается передать движение времени.

Марина имеет свою авторскую технику «Стерео живопись».

«Живописные пейзажи Марины Быковой привлекают какой-то трогательной, доверительной интонацией, где сама манера исполнения чутко следует эмоциональному состоянию избранного мотива. Прославленные архитектурные памятники Петербурга, далекие острова, окутанные влажным маревом тропиков, улочки и набережные старинных европейских городов… Все эти мотивы – столь несхожие, но в чем-то и близкие – художник стремится увидеть через магический кристалл живописи. При этом ее выразительные возможности: цвет, фактура, композиционно-пространственное решение, никогда не выступают в работах Быковой как самоценная величина. Напротив, они помогают выявить нечто существенное и даже сущностное в том единении формы и пространства, которое присуще именно этому месту, этому ландшафту – природному или созданному человеком.

Здесь, кстати, обнаруживает себя глубинная связь с традицией петербургского-ленинградского пейзажа первой полвины XX века, впитавшего в себя плодотворные импульсы импрессионистической традиции, вплоть до живописной системы мэтра парижской школы Альбера Марке. Однако для художников города на Неве, в числе которых был и наставник Марины Быковой замечательный живописец, график и педагог, профессор мухинского училища (ныне – художественно-промышленной академии А.Л.Штиглица) Дмитрий Александрович Шувалов, важнее оказалась иная концепция городского пейзажа. Чувство меры, благородная, даже по-петербургски интеллигентная сдержанность в использовании приема обобщения формы, пожалуй, и создает в работах Быковой необходимый живописный эквивалент динамики жизни большого современного города. Динамики, что творится на наших глазах через стремительный ход кисти, намечающей на холсте силуэты зданий и фигурки прохожих, в любой момент готовых

раствориться в цветопластическом пространстве... Марине Быковой удалось усвоить эти важнейшие внешние приметы шуваловских пейзажей и в то же время сделать их созвучными собственному видению мира – может быть, более умиротворенному, избегающему ощутимых контрастов и диссонансов, но в лучших полотнах раскрывающему своего рода «нерв» натуры. Это может быть колыхание гигантских листьев пальмы под жарким ветром экзотических океанских стран или тихий шелест, пробегающий по зеленым кронам в пасмурный питерский день, суетливый поток туристов на аллеях Петергофа или на улицах европейских столиц.

Чередуя пастозные, и по-акварельному прозрачные мазки, оставляя незакрашенные участки холста, художница словно стремится воссоздать то самое первое впечатление от увиденного, в котором сохраняется главное и трудно воплощаемое средствами изобразительного искусства. Аура места... Быть может, она еще неотрефлексирована в сознании автора картины и предстает скорее как отпечаток эмоционального отклика на увиденное и сразу же ставшее неотъемлемой частью его эстетического опыта. Внешняя незавершенность работ Марины Быковой на самом деле может восприниматься и как неизбежная незавершенность мимолетного впечатления, которое только ищет наиболее точную форму своего визуального воплощения и на поверхности картины. Прием «nonfinito», который мы постоянно встречаем в произведениях мастеров зарубежного и отечественного импрессионизма, в данном случае как раз и позволяет показать пейзажный образ как становление, процесс, участвовать в котором дозволено не только живописцу, но и зрителю. В таком случае логика визуального восприятия мира приводится в динамическое равновесие с темпераментом автора, с его способностью к отбору главного в быстром потоке сменяющих друг друга ощущений. Отметим еще одну важную примету работ Марины Быковой – умение тактично ввести «программную» для импрессионизма борьбу теплого и холодного в русло характерной для ее пейзажей смягченной, нежной и в то же время сдержанно-строгой гаммы. В ней отсутствуют жесткие контуры и черные тени, а касания разных по светосиле участков одного и того же цветового пятна позволяют показать глубину пространства и «самочувствие» природы в яркий солнечный, туманный или дождливый день. Сам камерный формат полотен художницы кажется также вполне созвучным ее дарованию, может быть, не ставящему масштабных творческих задач, но вновь и вновь выявляющему те нюансы – живописно-пластические и эмоциональные, без которых жизнь природы и человека лишилась бы своего эстетического содержания».

Руслан Бахтияров

кандидат искусствоведения,

сотрудник Русского музея, член Союза художников России

Марина Быкова с отличием закончила Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию по специальности «живопись и реставрация», аспирантуру на кафедре истории и теории архитектуры и искусств в С-ПбХПА им. А.Л. Штиглица.

Училась в Европейском университете в Санкт-Петербурге на факультете истории искусств.

Выставка продлится по 7 сентября 2017 года.


2805608

отдел выставочных залов НЦСИ

    

     

Другія мерапрыемствы
Культовая Америка в объективе Стива Шапиро

На снимках знаменитого американского фотографа Стива Шапиро запечатлены главные политические, общественные и культурные события 1960-2000-х годов, героями которых были знаковые фигуры того времени: политические деятели, спортсмены, кинозвезды.

Спецпраекты Long live rock`n`roll!

Если вы храните старые виниловые пластинки с записями любимых рок-исполнителей, если их обложка – это настоящее произведение искусства, приносите их к нам в НЦСИ. Вместе мы сделаем уникальную выставку из таких обложек, которые станут стеной славы мирового рока.

Спецпраекты «ПлаSтформа-Минск-2018»

«ПлаSтформа Минск – 2018» является независимым арт-проектом. Это означает, что мы не можем гарантировать оплату сборов и покрытия расходов участников форума. Организаторы форума продолжают искать средства и независимые источники для «ПлаSтформы Минск – 2018», но наша главная надежда – белорусские зрители, которые могут поддержать нас, покупая билеты!