Международная выставка «ТекСтильный букет» | Лента новостей

17.04.2020.

Молодое поколение белорусских художников, работающих в области текстильного искусства, представляет Христина Высоцкая. Ее произведения на международной выставке «ТекСтильный букет» в НЦСИ демонстрируют новые творческие направления работы с материалом, включающие эксперименты с масштабом, формой, содержательной идеей и цветом.

Христина Высоцкая окончила Белорусскую государственную академию искусств (2015 г.). С 2015 г. – преподаватель кафедры ДПИ и костюма в БГАИ. Куратор художественных выставок кафедры и авторских проектов с 2016 г.
С 2016 г. – Член Белорусского союза художников.
2013 г., 2019 г. – лауреат специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи.

      Христина Высоцкая
Притяжение. 2017
Шёрсть, полушерсть, хлопок, ручное ткачество

Христина Высоцкая
Сотворение Евы. 2019
Шерсть, дерево, хлопок, пластик, ручное ткачество, авторская техника

Христина Высоцкая
Эдем. 2019
Шерсть, дерево, хлопок, ручное ткачество, авторская техника

Статья искусствоведа Ларисы Давидовны Финкельштейн (Основатель первой белорусской галереи – «БРАМА», Член Белорусского союза дизайнеров, Белорусского союза критиков, Белорусского союза художников, Международной ассоциации искусствоведов АИС (Москва):

Христина Высоцкая – это своеобразный художественно-текстильный оркестр. У каждого вида текстиля есть своя общая история, а в интерпретации Высоцкой – своя партия в этом оркестре. В каждом – своя особая тема, которая не повторяется у других авторов, своя особая нота-эмоция… Говорить о творчестве Христины сложно и просто одновременно. Оно бесконечно насыщено, безмерно разнообразно, невероятно динамично и только хронология может спасти в создании какого-то целостного представления о художнике.

Высоцкая прошла практически все пути (виды) профессионального текстиля, и на всех тропах можно найти убедительную творческую веху. При этом, необходимо отметить, что всё происходило в годы учебы в Белорусской государственной академии искусств, частично совпадало с программными задачами, во многом было самостоятельным авторским зигзагом в поиск.

Древний батик, пришедший к нам из Индонезии (начало XIX века) и благополучно ушедший из Европы в конце XIX века, «воскрес» во второй половине XX. Причем, в Беларуси начисто утратил свою витражную прозрачность и прочно поселился на стене в виде горячего батика, холодной росписи по ткани и т.д. Для Христины это был практически вид жанровой и пейзажной живописи. Здесь она реализовывала свои станковые устремления. Как ни странно, именно батик Христины являет собой пример фигуративной живописи. Презрев традиционную декоративность этого вида искусства, Х.Высоцкая наслаждалась многофигурностью, сюжетностью, предметностью, классичностью композиций. Как всякий уважающий себя художник текстиля, Христина отдала дань и традиционным белорусским истокам, а именно – ремизному ткачеству и создала строгую, графичную, учебную, но абсолютно профессиональную урбанистическую композицию.

Конечно, первую скрипку в текстильном оркестре, особенно в Беларуси, играет гобелен. Именно он в 70-е был визитной карточкой отечественного пластического искусства в целом. На кафедре костюма и текстиля гобелен был и остается главным. У одного из интересных мастеров и педагогов этого вида искусства – Маргариты Щемелёвой, которая руководит «гобеленным цехом», Христина была любимой ученицей.

Высоцкая органично сплавляла все знания и навыки, приобретенные в Академии, со своей фантазией. Тому пример и классический гобелен, с которым она, правда, недолго оставалась наедине.

Страсть к эксперименту, всегда популярная и поддержанная на кафедре, стала основой в дальнейшем освоении профессии. И тут, конечно, проявилось великое везение Христины. Ей довелось стать любимой ученицей и приемницей уникального художника и педагога – Павла Петровича Бондаря.

П.Бондарь, весьма преуспевающий художник-новатор, в какой-то момент практически отказался от собственного творчества и всё положил на алтарь своей педагогической стези и бурное новаторство в текстиле фактически «перелил» в студентов. Это были не только новые технологии-виды, но и новые непереводимые понятия-термины: «полізрэзы», «знітаванне», «вашчэванне», «сеткавае знітаванне» «тэкстыльнае складкаўтварэнне» с элементами трэш-арта и многое другое.

Надо заметить, что в абсолютном виде каждый новый поиск педагога не повторялся. Для каждого курса у Павла Петровича было что-то своё уникальное. Христина, как любопытный и страстный экспериментатор, попробовала себя практически во всех этих инновациях. Особенно ей удались «тэкстыльныя абкруткі», «габелен-ручнік», «знітаванне». Многие элементы этих текстильных поисков вошли впоследствии в её авторские работы с уже собтвенными находками. Впрочем, надо сказать, что практически вся жизнь Христины – это учеба. В детском саду она со школьниками посещала студию рисования. Первоклассницей Христина сразу училась в лингвистической гимназии английскому языку и в музыкальной школе – фортепиано, с пятого класса гимназии – французскому языку, а после музыкальной семилетки стала учиться классической гитаре. С седьмого класса гимназии резко увлеклась физикой и астрономией и некоторое время собиралась связать с ними свою жизнь. Тем не менее, параллельно занималась в студии народного творчества керамикой, соломоплетением и росписью по дереву. В девятом классе поступила на курсы итальянского языка в Белорусский государственный лингвистический университет. Окончив гимназию, стала студенткой Белорусской Государственной Академии Искусств.

В студенчестве, помимо освоения профессии, занималась акварелью, масляной живописью, свинговыми танцами, фламенко, настенной росписью (Большая хоральная синагога в Гродно).

И всё это органично соединяется и усиливается взаимовлиянием. На наших глазах вырастал серьезный, разносторонний специалист и человек в целом. Тому подтверждение – её многочисленные приглашения и участие в международных симпозиумах и выставках. Это – и Российская триеннале современного гобелена в «Царицыно» (Москва) – 2011, 2015, 2018 гг., Уральская триеннале декоративного искусства (Екатеринбург) – 2019 г., Международная выставка мини-текстиля «Остров сокровищ» (Санкт-Петербург) – 2017 г. (диплом лауреата), Белорусская триеннале декоративно-прикладного искусства – 2016 и другие.

С окончанием ВУЗа, с блистательной защитой креативного и яркого диплома в текстильной скульптуре, жизнь Христины в текстиле продолжилась в альма-матер – Белорусской государственной академии искусств на любимой кафедре, только в новом качестве – педагога. Теперь уже эксперименты и поиски Христины, наряду с собственными, продолжаются в её учениках.

Буквально со второго курса Христина стала очевидным лидером республиканских и международных пленэров текстильной скульптуры, которые впервые заявила и в течение 6 лет проводила Авторская некоммерческая концептуальная галерея «БРАМА». А текстильная скульптура, в свою очередь, стала главной в её творчестве.

В текстильной скульптуре Высоцкой аккумулировалось всё самое лучшее, самое новаторское и креативное, что накопилось и проявлялось во всех её начинаниях. Свободное чувство пространства, тонкое ощущение времени, глубокое осмысление формы (ей одинаково удаются конструктивные, почти архитектурные структуры и мягкие, словно лепные, композиции со своей убедительной архитектоникой) – отличительная особенность произведений этого автора. Острое чутьё к малейшим нюансам цвета, безусловная мера во всем, прекрасный врожденный вкус, эстетическая воспитанность и высокая художественная культура в целом, индивидуальность и выразительность авторской манеры, образность языка текстиля – характерны для творчества молодого педагога и художника Христины Высоцкой.

16.04.2020.

Одним из инициаторов и организаторов Второго открытого международного фестиваля «ТекСтильный букет» в Минске выступил квилт-клуб «Валошкі».

Это сообщество объединяет женщин разных возрастов и профессий, но все они увлечены текстильным искусством. Такая прекрасная компания существует уже около 10 лет. Название «Валошкi» («Васильки») клуб получил в 2017 году. Послужило этому решению участие коллектива в 10 республиканском конкурсе социальных проектов SOCIAL WEEKEND, где клуб стал полуфиналистом. На конкурс был представлен благотворительный проект «ТРИКОТАЖНЫЕ КУПЛЕТЫ», который белорусские женщины задумали осуществить вместе с коллегами из Латвии.

О работе клубе, его проектах и участниках можно прочитать на страничках сообщества в социальных сетях, а также просмотрев предлагаемое видео.

Участники клуба открыты к общению для всех, рады новым творческим предложениям и всегда стараются откликаться на любые интересные идеи.

Клуб «Валошкi» был одним из организаторов первого Белорусско-российского Фестиваля художественного текстиля в Минске. Именно участницы клуба придумали название фестиваля - «ТекСтильный букет».

Проект, представленный на фестивале в 2019 году – «Вандроўка з бабулінага куфэрка».

15.04.2020.

На міжнароднай выставе «Тэкстыльны букет» прадстаўлены некалькі асобных творчых праектаў. Гэта і казахскі габелен, і персанальная выстава Н.Ю.Касьянкоўскай, і калектыўныя праекты квілт-клуба «Валошкі».

Асобнай увагі заслугоўвае праект «Трыада» віцебскіх майстроў Н.Лісоўскай, С.Баранкоўскай і Т.Макляцовай.

Праект Віцебскай мастацкай школы тэкстыля ў межах Фестываля невыпадковы. Школа ўжо неаднаразова заявіла аб сваёй адметнасці. Тры мастачкі. Тры погляды на адзіны працэс. Тры рытмы. Тры ўзроста. Тры колеры. Тры стыхіі. Траічнасць часу, яго адзінства без пачатку і канца – як працэс стварэння тканага палатна.

Тэкстыль дае мастаку незлічоную колькасць магчымасцяў праявіць свой творчы пачатак. У кожнай мастацкай кампазіцыі адлюстраваны індывідуальныя светаадчуванні, пошук разнастайных спосабаў мастацкай і эмацыйнай выразнасці, глыбіня філасофскіх ідэй і сэнсаў, якія мяняюць стандартнае ўтылітарнае ўспрыманне паняцця «тэкстыль». Таму тэхнікі змешваюцца, перабудоўваюцца на новы лад, розныя віды тэкстылю прачытваюцца па-новаму, змяняючы прастору і актуалізуя традыцыйнае гучанне ў сучаснае.

Розныя мастачкі, розныя тэхнікі – і пры гэтым адзіны погляд на сусвет, на праблемы быцця і на ролю тэкстыля ў сучасным прафесійным мастацтве.

Пра кожную з мастачак мы падрабязней расскажам у наступных публікацыях.

      Наталля Лісоўская
Чырвонае лета. 2006
Воўна, сінтэтыка, сізаль, ручное ткацтва

Наталля Лісоўская
Чырвонае лета. Фрагмент. 2006
Воўна, сінтэтыка, сізаль, ручное ткацтва

Наталля Лісоўская
Свята ў горадзе. 2018
Воўна, палатно, сізаль, ручное ткацтва

Таццяна Макляцова
Вегетацыя.
Воўна, нітка, лён, аўтарская тэхніка

14.04.2020.

Представляем творчество художника из Казахстана - Бауыржана Досжанова. Вместе с мастерами Маликом Мукановым и Айдаром Жамхановым, Б.Досжанов делает вклад в развитие искусства современного казахского гобелена.

Досжанов Бауыржан Татибекович

Родился 01.03.1987 в с. Темирлан Ордабасинского района Шымкентской области. Член Евразийского союза дизайнеров, член Союза Художников Республики Казахстан. Выставочную деятельность начал с 2005 года участием в групповых выставках и вернисажах студентов и преподавателей художественного колледжа им. А. Кастеева

В 2007 - 2011 г. закончил учебу в КазНАИ им. Т. Жургенова по специальности «Художественный текстиль».
В 2011 - 2013 г. закончил магистратуру КазНАИ им. Т. Жургенова по специальности «Художественный текстиль».
В данный момент является преподавателем кафедры «Прикладное искусство» КазНАИ им. Т. Жургенова.
2010 - 2013 г. Дипломант конкурса «Шебер-2010», проводимого под патронажем акимата г. Астана и Ассоциацией мастеров прикладного искусства.
2011 г. - второе место в конкурсе-фестивале творческой молодежи «Шабыт-2011» в г. Астана по номинации «Прикладное искусство».
2013 г. Участник и лауреат 3 места в номинации «Художественный текстиль» на международной выставке-конкурсе «Казахстанская неделя искусств» в г. Астана.
2015 г. Специальный приз жюри 2 Всероссийской триеннале современного гобелена и текстильного искусства в «Царицино», г. Москва.
2016 г. - Лауреатдиплома за1 место в категории «Молодой художник» по номинации «Гобелен» 1-ой Уральской триеннале декоративного искусства «Урал-ДИ», г. Екатеринбург, Российская Федерация.
2016 г. - Финалист в номинации «Высокое мастерство» 8-ого казахстанского конкурса ремесленников «Шебер - 2016», г. Астана.
2017 г. - лауреат именной стипендии Фонда Первого Президента РК за вклад в развитие современного изобразительного искусства.
2019 г. - 1 место в категории «Молодой художник» по номинации «Художественный текстиль» 2-ого Уральского триеннале декоративного искусства «Сотворение мира», г. Екатеринбург, Российская Федерация.

Гобелен «Хранитель очага» («Ошақбасы қорғаушысы»)

     

Изобразительное решение гобелена простое и ясное, поэтому смысловой подтекст зрителем считывается легко. Это большое достоинство описываемого произведения. В самом центре композиции располагается массивная фигура быка, стилизованная под силуэт казахской юрты. Рассматривая могучие, широко раскинутые рога и уверенную позу животного, понимаешь заложенную в композицию многогранность образа. Ведь бык в данном случае исполняет не только символическую роль охранительного тотема, но и, одновременно, является физическим защитником дома и семейного очага.

Вообще, в иерархии животных скотоводческой культуры кочевников бык идет после лошадей, овец и верблюдов. В силу своих незаурядных качеств – физической мощи и выносливости, он использовался в основном как тягловое или транспортное средство при многочисленных перекочевках. Ряды запряженных быков также тянули «куйме» – большие парадные юрты на деревянных платформах, установленных на прочные и массивные колеса. Во многих аспектах древнетюркской культуры проявлялась мистическая сущность этого животного. Так, именно на спине быка путешествует солярное божество в петроглифах урочища Тамгалы. Также древнетюркские сказания и легенды говорят о том, что владыка подземного мира Ерлик-бий ездит верхом на черно-синем быке с дыханием, подобным ветру.

У самого левого края композиции автор располагает интересное стилизованное вертикальное пятно-дерево, в очертаниях которого угадывается фигура летящей птицы. Ее стремительный утонченный профиль в сочетании с широким разлетом острых рогов быка придает динамичное напряжение в общем довольно статичной композиции. Противоположный верхний край композиции уравновешивается черным пятном солнца или полной луны.

У основания дерева-птицы уютно устроились миниатюрные фигурки самих хозяев юрты – мужчины и женщины. По их позам нельзя не заметить, что первый верховодит над второй. Здесь прочитывается легкая ирония художника по отношению к догматике традиционного казахского общества, в котором ранее считалось, что социальный статус женщин ниже, чем у мужчин. Такая подробность, найденная и заложенная автором в общую смысловую канву произведения, украшает и обогащает гобелен.

При работе над сюжетом гобелена молодой художник использовал необычный ход. Он прибегнул к драматургическому языку притчи, редко встречаемого жанра в современном изобразительном искусстве. В его произведении сюжетное построение и образная «ткань» имеют признаки разветвленного, многопланового иносказания на тему соотношения воображаемого и достоверного, мифа и реальности, сущности и видимости. Отгадок здесь должно быть много, ни одной из них нельзя пренебречь тому, кто станет интерпретировать совокупный смысл живописной притчи, но ни одна из отгадок не вместит в себя целиком ее сути, потому что именно так устроена притча.Эта находка Досжанова Б., безусловно, активно способствует общему метафизическому настроению, которое возникает при созерцании этого произведения.

Цветовой колорит гобелена - строго-лаконичный, с преобладанием сложных холодных оттенков красно-терракотового цвета. Грамотный меланжевый подбор цветовых колеров буквально заставляет вибрировать фоновое пространство гобелена, придавая изображению событийно-архаичный характер действия. Все сказанное становится еще одной гранью в сложном комплексе образных ассоциаций, возникающих при визуальном соприкосновении с названной работой.

13.04.2020.

НЦСИ продолжает знакомить с авторами и работами, представленными на международной выставке «ТекСтильный букет», которая проходит сейчас в Минске в Музее современного искусства (пр-т Независимости, 47).

Выставка Н.Ю. Косьянковской «Славянские традиции»
Россия, г. Гатчина, Ленинградская область.

Косьянковская Наталья Юрьевна - профессиональный художник, мастер лоскутного шитья, руководитель студии «ГАТЧИНА», автор нескольких книг по композиции в лоскутном шитье, организатор лоскутного фестиваля «ЛУКОМОРЬЕ» в Гатчине, глава жюри суздальского фестиваля «ДУША РОССИИ».

«Квилт-студию «Гатчина» Наталья Косьянковская организовала после участия в фестивале Н.А. Талавиры «Лоскутный стиль» в 2002 году. Она увидела, что по стране идет мощное лоскутное движение, и лоскутницы всюду организовываются в клубы…

«Славянские традиции» - ретроспективная выставка, на которой представлены работы разных лет и от разных арт-проектов.

«Одеяло «Остатки-сладки» выполнено из кромок. Оно демонстрирует зрителю, что в лоскутном шитье не бывает отходов. Даже самые малюсенькие обрезки идут в арт-квилте на технологию «пицца». А обрезанными ниточками набивают кукол или делают из них бусы. Экологичное безотходное рукоделие!

Одеяла «На маленьком плоту» и «Полным-полна коробушка» демонстрируют, как при помощи традиционных блоков можно создать современные изделия с литературным подтекстом.

Покрывала из современных мебельных тканей «Витраж» и «Листопад», выполненные в витражной технике, показывают, что и нетрадиционные ткани активно используются лоскутницами в печворке.

Особое место на выставке занимают детские одеяла «Оранжевое лето», «Снегири прилетели», «Мгновенье каждое имеет цвет особый» и плед из мебельных тканей «Контраст». Они выполнены из образцов тканей ассортиментного кабинета Кренгольмской мануфактуры (1973-1975 гг.) - лучшей мануфактуры Европы, которая была варварски разрушена и с Российской, и с Эстонской стороны в начале перестройки в угоду мирового капитала.

Из этих образцом мною было сшито 15 одеял, что натолкнуло на мысль показать их не только на выставках в Гатчине и Петербурге, но и организовать в Петербурге Всероссийскую выставку «Ностальгия», на которую принимались работы, выполненные только из советских тканей. Задумала - сделала. Теперь в России стало модным шить из раритетных отечественных тканей. И тем самым противостоять засилью массовой культуры и евро-квилту, которые способствуют уничтожению наших национальных традиций.

К сожалению, в экспозицию не вошли (а правильнее сказать не вместились по размерам) два одеяла «Кадриль» и «Барыня», которые относятся к студийному арт-проекту «Взгляд на Суздаль из Гатчины». Это самый масштабный проект студии «Гатчина», длина которого составляла 30 м. Идея была в том, что ассоциативные панно-пейзажи Суздаля перемежались одеялами, выполненными в стиле Павлово-Посадских платков. Сами пейзажи резко отличались от тех пейзажей, которые выполнялись квилт-клубами Суздаля и Владимира по своей стилистике. Такой своеобразный диалог средствами лоскутного шитья. К сожалению, мы смогли показать проект только один раз в Петербурге. На остальных выставочных площадках приходилось выставлять только фрагменты проекта из-за нехватки выставочных площадей. С тех пор студия не замахивается на такие масштабы».

Н.Ю. Косьянковская

      Наталья Косьяновская
Снегири прилетели. 2010
Хлопок, лоскутное шитьё

Наталья Косьяновская
Снегири прилетели.
Фрагмент. 2010
Хлопок, лоскутное шитьё

Наталья Косьяновская
Русь. Триптих. Фрагмент. 2002
Хлопок, лоскутное шитьё

Наталья Косьяновская
Полным-полна коробушка. Фрагмент.2017
Хлопок, лоскутное шитьё

Наталья Косьяновская
Остатки сладки. Фрагмент. 2017
Хлопок, лоскутное шитьё

12.04.2020.

Коллекция «Барбара» и проект квилт-клуба лоскутного шитья «Валошкі» «Пояса – вдохновенье и мечта».

Коллекция «Барбара» художниц Ларисы Шилак и Ольги Матусевич – современный взгляд на национальный светский костюм магнатов и шляхты Великого княжества Литовского (16-17 в.в.). Название коллекции навеяно именем Барбары Радзивил, белорусской княгини, представительницы одного из могущественных магнатских родов Великого княжества Литовского.

Плоскостные текстильные картины из проекта «Пояса – вдохновенье и мечта», выполненные авторами и мастерами квилт-клуба лоскутного шитья «Валошкі», великолепно гармонируют с объемными работами и создают атмосферу богатого текстильного интерьера.

Основная идея этих творческих работ – пробудить интерес белорусского зрителя к истории своего народа, к богатейшей духовной и материальной культуре страны, одна из самых ярких страниц которой – история древнего и могущественного рода Радзивилов, для которых эпоха Возрождения стала «золотым веком» династии. На Беларуси существовал великолепный светский костюм, который соответствовал европейской моде эпохи Возрождения.

Представленные объекты коллекций – образное решение и творческая фантазия авторов, основанная на европейской и белорусской портретной живописи, на изучении истории костюма и искусства Слуцких поясов, характерных деталей декора и техник исполнения для украшения текстиля того времени.

Светский костюм 16-17 вв. и его аксессуары были невероятно дорогим и роскошным. Богатство тканей, отделки и декоративные детали, серебряные, золотые и шелковые нити, жемчуг и драгоценные камни превращали платья в ценные и неповторимые произведения искусства. Вышивка была неотъемлемой частью интерьеров королевского двора и магнатов Великого княжества Литовского, выражая их эстетические взгляды и вкусы. Тканые пояса с золотыми и серебряными нитями сохранились до наших дней и являются непревзойденными произведениями декоративно-прикладного искусства, которые вдохновляют современных мастеров текстиля.

     

11.04.2020.

НЦСИ начинает серию публикаций об авторах и работах, представленных на международной выставке «ТекСтильный букет», которая проходит сейчас в Минске в Музее современного искусства (пр-т Независимости, 47).

Вашему вниманию представляется творчество мастеров из Казахстана. Искусство современного казахского гобелена значительно обогатилось новыми средствами художественного выражения, нетрадиционными приемами и авторскими уникальными наработками во многом благодаря работе творческого коллектива известных художников – Малика Муканова, Айдара Жамхана и Бауыржана Досжанова.

Муканов Малик Флоберович - доцент кафедры Изящных искусств Казахской национальной академии искусств имени Т.Жургенова (г. Алматы, Республика Казахстан), кандидат искусствоведения (Ph.D.), член Союза художников Республики Казахстан, лауреат государственной молодежной премии «Дарын 2008» за вклад в развитие современного изобразительного искусства Республики Казахстан. Автор около 40 научных статей по теме советского и современного казахского гобелена.

2016 г. - 1 место в категории «Профессионал» по номинации «Гобелен» 1-ой Уральской триеннале декоративного искусства «Урал-ДИ», г. Екатеринбург, Российская Федерация.

2019 г. - 1 место в категории «Профессионал» по номинации «Художественный текстиль» 2-ого Уральского триеннале декоративного искусства «Сотворение мира», г. Екатеринбург, Российская Федерация.

Многие из созданных ими гобеленов являются масштабными произведениями современного монументально-декоративного искусства Казахстана.

«Эта область художественного творчества, уходящая своими корнями в традиционное прикладное искусство и в искусство средневековой шпалеры, в последние десятилетия значительно обогатилась новыми средствами художественного и технологического выражения, нетрадиционными приемами формообразования, иным художественно-образным, философским контекстом».

Малик Муканов.

       Муканов Малик
Гобелен «Kurak. Made in Kazakhstan»
Х/б нить, шерсть, акрил, шелк

Муканов Малик, Жамхан Айдар
Гобелен из серии “РЕНКТІ ДАЛА”, 2015
Х/б нить, шерсть, акрил, шелк

Аннотация к серии гобеленов под названием «Нойон»

Нойон – это должность в военно-прикладной иерархии монгольской армии времён Чингиз хана. Под его подчинением находилось 1000 воинов, которые в свою очередь делились на 100 и 10. В его обязанности входило не только военное руководство приданными ему людьми, но и решение административно-правовых вопросов, таких как контроль соблюдения свода законов – «Ясак», судопроизводства и исполнения наказаний. Такой широкий круг обязанностей, сконцентрированный в руках одного человека, исходил из того обстоятельства, что в военных походах армии Великого Кагана также принимали участие семьи воинов. За находящийся в его власти социум людей, Нойон нёс ответственность только перед Чингиз ханом.

Ной – известный библейский персонаж, сын Адама, который по указанию Всевышнего спас представителей животного и растительного мира Земли во время Всемирного Потопа. Для этой цели он построил большой корабль известный как «Ноев Ковчег».

Идея представленного авторского гобелена основывается, в первую очередь, на сходстве и совмещении качеств вышеназванных персонажей, наделённых властью и ответственностью. Ведь умение принимать ответственные решения и вести за собой людей требует от руководителя мудрости и высоких моральных качеств. Во-вторых, в названии работы обыгрывается схожесть имён «Ной» и «Нойон».

Изобразительный образ главного героя гобелена представлен небольшой фигурой человека, восседающего на быке. Символ быка-горы — это одновременно и «Ноев Ковчег» и группа людей, подчиняющаяся главному герою. Такие взаимоотношения встречаются в повседневной жизни людей в различных проявлениях: начальник – подчинённые, педагог – ученики, тренер – воспитанники и т. д.

В одном из вариантов гобелена Бык-ковчег несёт на себе Луну с супрематическими элементами, объединёнными в одно целое. В другом варианте как образ подчинённой группы людей присутствует супрематическая спираль. Изобразительно образы Луны и Спирали решены с применением технологии «гибкого чи».

*примечание: «чи» (по каз.-«ши») – настенное панно для украшения интерьера из традиционной прикладной казахской культуры. Принцип построения изображения в нем очень похож на метод растрового построения рисунка в компьютерных программах для рисования. На всех стадиях изготовления «чи» применяются только ручная работа. Он состоит из множества скрепленных между собой в единое полотно соломинок. Они, в свою очередь, изготавливаются из стеблей растения с одноименным названием (из семейства камышовых), на каждую из которых методом накручивания окрашенной и натуральной пряжи наносится свой рисунок.

      Муканов Малик, Жамхан Айдар
Гобелен из серии «Нойон», 2013
Х/б нить, шерсть, акрил, шелк

10.04.2020.

Дорогие друзья, международная выставка «ТекСтильный букет» открылась!
Наш Центр благодарен нашим виртуальным зрителям за добрые и теплые слова и пожелания!

Экспозиция выставки разнообразная и многоплановая: и по представленным техникам, и по материалам, и по сюжетно-философскому контексту. Наряду с высокопрофессиональными произведениями белорусских художников – А.Арайс, С.Баранковской, Х.Высоцкой, Н.Лисовской, Т.Маклецовой, О.Матусевич, В.Некрасовой и др.– и зарубежных мастеров – Н.Косьянковской (Россия), М.Муканова и Д.Бауыржана (Казахстан) – зрители познакомятся с работами студентов БГУКИ и любителей данной области творчества.

Уверена, что каждый посетитель найдет на выставке источник творческого вдохновения и позитивного настроения!

Олеся Иноземцева, куратор выставки.

     

01.04.2020.

С 10 апреля Национальный центр современных искусств Республики Беларусь приглашает посетить международную текстильную выставку, приуроченную к Второму открытому фестивалю декоративного творчества «ТекСтильный букет». Мастера из Беларуси, России и Казахстана продемонстрируют зрителю как традиционные техники текстильного искусства, так и эксперименты с трансформацией текстильной поверхности в объемную трехмерную плоскость.

Казахстан на выставке представят известные мастера Малик Муканов и Досжанов Бауыржан. Работы мастеров – гобелены – выполнены в технике ручного ткачества и отличаются декоративностью художественного языка, характерной тканной фактурой и богатством цветосочетаний.

Персональную выставку «Славянские традиции» представит художница из России, мастер лоскутного шитья, руководитель студии «Гатчина», автор книг по композиции в лоскутном шитье, организатор лоскутного фестиваля «Лукоморье» в Гатчине Наталья Косьянковская.

С белорусской стороны в выставке примут участие победители и призеры IV Белорусского Триеннале декоративно-прикладного искусства, коллективные проекты минского Квилт клуба «Валошки», а также работы мастеров, отобранные Экспертным советом Второго открытого фестиваля декоративного творчества «ТекСтильный букет». Трехмерные арт-объекты Анастасии Арайс и Христины Высоцкой демонстрируют поиски белорусскими мастерами новых творческих направлений, включающие эксперименты с масштабом, формой, содержательной идеей и цветом.

Отдельным проектом на выставке будет представлена витебская школа художественного текстиля. Произведения Натальи Лисовской, Светланы Баранковской, Татьяны Маклецовой и Виолетты Некрасовой отображают традиции и новаторство творчества витебских мастеров, а все вместе они демонстрируют тенденции и перспективы развития современного белорусского текстильного искусства.

Куратор выставки: искусствовед Олеся Иноземцева.


Выставка будет работать по 14 июня 2020 года
по адресу: пр-т Независимости, 47.
Стоимость билетов: 5 р. / 2 р.
Время работы: среда-воскресенье с 12:00 до 20:00.
Выходные: понедельник, вторник, государственные праздники Беларуси.
Касса: +375 (17) 242-78-14.
Информация, запись на экскурсию: +375 (17) 235-03-32, ncsm.by


Международный фестиваль декоративного творчества «ТекСтильный букет» планируется к проведению с 22 по 26 апреля 2020 года и направлен на демонстрацию творческих достижений мастеров, работающих с различными материалами художественного текстиля.

В рамках Фестиваля состоятся мастер-классы, лекции, творческие встречи с авторами, презентации, дефиле и др. (подробная программа будет объявлена отдельно).

Организаторы и партнёры Второго открытого фестиваля декоративного творчества «ТекСтильный букет»: Национальный центр современных искусств Республики Беларусь, клуб современного лоскутного шитья – Квилт клуб «Валошки», ООО-туроператор «Культурные приключения», специализированные магазины швейной техники, тканей и аксессуаров для лоскутного шитья «Хобби Шоп».