Второй международный фестиваль «Текстильный букет» | Лента новостей

22.04.2020.

Уважаемые участники и гости Второго открытого международного фестиваля «ТекСтильный букет» в Минске!
Организаторы фестиваля рады приветствовать вас на данном масштабном мероприятии, который мы открываем сегодня в виртуальном формате на базе Национального центра современных искусств Республики Беларусь!

Приветственное слово директора Национального центра современных искусств Республики Беларусь Сергея Евгеньевича Криштаповича.

Программа
виртуального Второго открытого международного Фестиваля
«Текстильный букет»-2020 в Минске.

22 апреля
11.00 – Приветствие к участникам от организаторов фестиваля.
13.00 - Презентации авторов и работ виртуального Второго открытого международного Фестиваля «Текстильный букет» (Беларусь, Казахстан, Россия).
18.00 - Мастер-класс «Наливное яблочко».
Проводит Светлана Шелкова, участник фестиваля, член квилт-клуба «Валошкi» (г. Минск).
Мастер-класс по пошиву заготовки с 3D-изображением яблока в техниках пицца, трапунто, обратная аппликация. Заготовку, а также навыки, полученные на мастер-классе, можно применить при отделке одежды (карман, лацкан и т. д.), в оформлении подушки, при изготовлении текстильных косметичек, футляров, шкатулок, сумок, а также как самостоятельный арт-объект в виде панно.

23 апреля
11.00 – Приветствие к участникам от организаторов Фестиваля.
12.00 - Презентации авторов и работ виртуального Второго открытого международного Фестиваля «Текстильный букет» (Беларусь, Латвия, Россия).
18.00 - Мастер-класс от магазина ХоббиШоп «Салфетки с широким уголком» и обзор машинки для стежки.

24 апреля
11.00 – Приветствие к участникам от организаторов Фестиваля.
12.00 - Презентации авторов и работ виртуального Второго открытого международного Фестиваля «Текстильный букет» (Беларусь, Россия).
18.00 - виртуальная лекция «Экспериментальный художественный текстиль 2010-х гг.»
Читает Христина Высоцкая - участник фестиваля, член Белорусского союза художников, куратор художественных выставок, магистр искусствоведения, старший преподаватель кафедры декоративно-прикладного искусства и костюма Белорусской государственной академии искусств, лауреат международных и республиканских выставок-конкурсов, лауреат специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи.

25 апреля
11.00 - Презентации авторов и работ виртуального Второго открытого международного Фестиваля «Текстильный букет» (Беларусь, Россия).
17.00 – виртуальное дефиле (Беларусь, Канада, Россия)

26 апреля
11.00 – Презентации авторов и работ виртуального Второго открытого международного Фестиваля «Текстильный букет» (Беларусь, Россия).
16.00 - Виртуальная 3D-экспозиция Международной выставки в НЦСИ «ТекСтильный букет»

Презентация авторов и работ Второго открытого международного Фестиваля «Текстильный букет»

БЕЛАРУСЬ

Народный клуб любителей лоскутного шитья «Рошва» из города Полоцк.
Материалы представлены руководителем клуба Ниной Ярмух.

ТВОРЧЕСКИЙ КЛУБНЫЙ ПРОЕКТ «ГРАНИ»

Среди толкований слова «грань» в словарях можно найти следующие:
- плоская поверхность предмета или ребро;
- различие между предметами;
- способ огранки;
- граница, рубеж.

В основу идеи проекта легли сведения из богатой славянской мифологии, в которой упоминается ЧУР (ЦУР) - БОГ ДОМАШНЕГО ОЧАГА, ОХРАНЯЮЩИЙ ЗЕМЕЛЬНЫЕ ВЛАДЕНИЯ, ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ, ЗАЩИТЫ, ЦЕЛОСТИ. СИМВОЛ – ЧУРКИ И ЧУРБАНЫ, т.е. МЕЖЕВЫЕ ЗНАКИ. ЧУР почитался покровителем и оберегателем границ земельных владений. На межах своих участков владельцы насыпали бугры, огораживая их частоколом, а впоследствии в эти бугры стали устанавливать древесные стволы. В яму, в которую устанавливали столб, клали горячие угли, хлебные зерна, караваи, плоды, лили мед и вино. Позднее на межах стали ставить изображения самого Чура. Они вырубались из дерева в виде небольшого чурбана, на котором вырезались условные знаки, обережные символы. Он оберегал границы владений, удерживал дерзких и своевольных нарушителей, останавливал чужую разгулявшуюся соху, тупил расходившийся топор.

Считается, что ЧУР охраняет человека и все его добро от нечистой силы. Поэтому при опасности до сих пор советуют вспомнить этого бога и зачураться, сказав: «Чур, меня!», что равносильно просьбе: «Чур, побереги меня!». Даже тайны мыслей человека он охраняет. Если кто-то скажет тебе что-то неприятное, зачурай его: «Чур тебе на язык!» - и злое пожелание не сбудется. Ну, а найдешь что-то ценное и не захочешь ни с кем делиться, тут же взмолись: «Чур, мое!» - и добрый древний божок побережет твою находку только для тебя одного.

Как глубоки криницы, из которых черпаем мы мудрость наших предков, и, напоенные их живительной силой, стремимся постичь всю широту и простоту человеческого счастья! Грани, Пограничники, Чуры – безмолвные стражи и свидетели людских судеб, коротких мгновений и целых поколений, символы непреходящих ценностей бытия…

В нашем проекте мы в образе Чуров показали то, что у славян, и у белорусов в частности, является неизменными жизненными ценностями …

Поэт Э. Асадов очень точно уловил саму суть образа и выразил это такими словами:
В полях среди высокой ржи
Кто наши стережет межи?
Очаг домашний кем храним?
Кто – пламя в нем и дым над ним?
Кого в испуге мы зовем?
Кто бережет добро и дом?..
Чур, добрый Пращур – дух семьи,
Где все – свое, и все – свои.

Главная часть проекта состоит из семи объединенных по смыслу полотен – Чуров. Центром композиции является деревянный чур. В начале и конце композиции – рушники, которые сопровождают человека с рождения и до кончины. В остальных полотнах-Чурах использованы образы традиционных белорусских (славянских) орнаментов. Фоном глубоких смысловых элементов являются просторы нашей Земли. Рушники парят над полями - их клювами держат на лету птицы. А над Чуром «ДЕДЫ» порхает маленькая бабочка – душа, прилетевшая увидеть тех, кто ей дорог…

      1. Начинается ряд с полотна «ПРАВЬ»,
который символизирует наш мир - мир живых.
Вверху на полотне солнце – символ жизни,
а в ряду орнаментов, читаемых сверху вниз –
зерна, символ предков, дерево жизни, земля, вода.

2. Второй Чур – «СЕМЬЯ». На нем в орнаментах читаются
основные, извечные семейные ценности, без которых ни один
домашний очаг не может существовать – это наш дом, добро,
которое мы несем в душе, наши дети (орнаменты читаются снизу вверх).
В доме, наполненном любовью - два начала – мужское и женское.
Символ этих начал - маленький цветок славянской земли «Иван-да-Марья»,
вышитый мастерицами клуба рядом с орнаментом «Семья».

3. Хлеб – символ жизни, достатка и материального благополучия.
Поэтому не случайно третий Чур, третье полотно – «ХЛЕБНЫЙ».
На нем можно прочитать орнаменты (снизу-вверх):
 «ЗЕРНО», «СПАР ЫШ» (хлебный колос), «ХЛЕБ».

4. Центр композиции – «ЧУР» - вырезанный из дерева
и вкопанный в землю страж, перед глазами которого проходят,
сменяя друг друга, поколения. В глазах «Чура» – мудрость веков
и тихая печаль, у подножия – горшок с углями из домашнего очага,
а в руках – колосья, как символ достатка.

5. Пятое полотно – «ИСТОК». Родник, исток – это начало нового,
а в славянской культуре еще и Прародина души человека.
Издавна считается, что чистая родниковая вода заживляет
раны воинов, делает еще более привлекательными лики красавиц,
и возвращает силы старцам. Читаемые орнаменты (снизу-вверх):
«РОДНИК», «МУДРОСТЬ», «ДУША ЧЕЛОВЕКА».

6. Шестое полотно – «ДЕДЫ» (т.е. предки). Души предков наших,
что всегда незримо присутствуют рядом, посылают нам знаки,
напутствия, которые мы можем увидеть и услышать во всем,
что нас окружает - в журчании родников, шуме ветра, шелесте листвы.
Бабочка – это чья-то душа, прилетевшая проведать тех, кто ей дорог.

7. Завершает ряд седьмое полотно – рушник «НАВЬ».
Это символ того мира, в который мы когда-то уйдем.
Вверху изображен орнамент «Луна», а далее, вниз повторяется тот же ряд символов, что и на рушнике «ПРАВЬ».

Орнаментальные символы, представленные в основной части проекта, во все времена были, есть и будут вечными и неизменными ценностями везде и для всех, живущих на этой земле.

Это есть соль земли, смысл жизни и вечная ценность нашего бытия…

Лебедева Ирина Александровна

Российская Федерация
г. Касимов, Рязанская область.

Мастер лоскутного шитья и глиняной игрушки. Член Союза художников Народного искусства России.

«Один из самых ярких художников лоскутного шитья в России. Обладатель Гран-При за лучшее авторское произведение Всероссийского фестиваля декоративного искусства «Лоскутная мозаика России» в г. Иваново 2019 года.

Любовь к творчеству проявилась у Ирины с раннего возраста, мастер работает с двумя материалами одинаково хорошо – и с текстилем, и с керамикой. Больше всего любит шить из старинных тканей, она смело работает как с геометрией, так и с сюжетом, использует технику лоскутной мозаики и аппликации. Особенно виртуозно в ее исполнении звучит техника традиционного «свободного кроя», позволяющего ей создавать впечатляющие текстильные полотна, по мощи сравнимые лишь с русским авангардом начала ХХ века. С текстилем Ирина Лебедева работает не как мастер, а как художник. Все ее лоскутные работы концептуальны и по-настоящему оригинальны»

Искусствовед Юлия Иванова.

С 2004 года – автор идеи и организатор лоскутного фестиваля «Летние провинциальные радости» в г. Касимове Рязанской области. Постоянный участник, дипломант и лауреат Всероссийских фестивалей «Лоскутная мозаика России» (с 1997 года), а также всероссийской выставки-смотра «Гончары России. Игрушка» в г. Тверь. Участник многочисленных передвижных выставок и совместных проектов по городам России и зарубежным странам.

В рамках Фестиваля Ирина собиралась провести мастер-класс на тему глиняной игрушки, во время которого предполагала показать и рассказать о народных персонажах и игрушках, относящихся к 9-13 векам. Археологический материал был найден при раскопках на территории Рязанской области (пос. Борки, в 45 км от Касимова).

      Ирина Лебедева, справа панно «Textilienkarneval», 2018 г.,
где использованы фрагменты 160 образцов старинных и современных, импортных и отечественных тканей,
лоскутное шитьё, ручное и машинное шитьё.

     

Панно «Зацветают полоски», 2015 г. Панно «Огни большого города», 2019 г.

Республика Казахстан

Жилыбаева Кундыз Кыдырхановна

Художник, член Союза Дизайнеров Республики Казахстан

Родилась 11 сентября 1976 г. Восточно-Казахстанская область, Зайсанский район, деревня Саржира.
Окончила Алматинский государственный университет им. Абая, Художественно-графический факультет, отделения текстиль (1997 г.).
В 2018 году стала победительницей выставки-конкурса «Шебер-2018» в номинаций «Новаторство».

«Я в детстве, лет с 3-х, 4-х, начала делать ручные работы. Закончив школу, поступила в университет АГУ на художественный факультет. Люблю придумывать стилизованные кувшины (работа «ЧЕРЕШНЯ», 2015, гобелен). Придумала объемный гобелен в буквальном смысле (работа «Тамгалы тас», 2017). В этом кувшине я изобразила древние Казахстанские петроглифы. Там я использовала шерсть и на основе хлопковая нитка. Внутри прочный железный каркас».

     

Жилыбаева Кундыз
«Тамгалы тас». 2017
Объемный гобелен, шерсть, хлопок, проволка. 60х40см.
Жилыбаева Кундыз
«ЧЕРЕШНЯ». 2015
гобелен, шерсть, хлопок, 50х81см.

Тельных Владимир

г. Курск, Российская Федерация

Родился в Воронежской области в 1975 г. В 1980 переехал с родителями в Курск, на их родину. Окончил художественно- графический факультет Курского Государственного университета. После окончания работал там же на кафедре дизайна.

Владимир рассказывает о себе:
«С 2002 года начал заниматься частной практикой в области дизайна интерьера, создавая предметы из массива дерева. Продолжаю этим заниматься по сегодняшний день. Параллельно вел рубрику по декору интерьера на местном телеканале. Первая персональная выставка по текстилю состоялась в 2007 году. С тех пор выставочная деятельность продолжается. С 2010 года являюсь членом Союза дизайнеров России, с 2013 года членом Союза художников России. Персональные выставки состоялись в Германии, Англии, Латвии, Беларуси, России. Участвовал в групповых выставках в Палестине, Израиле, Франции, Узбекистане. Сегодня снова преподаю на кафедре дизайна (направление - дизайн костюма).

На Втором Международном фестивале «ТекСтильный букет» в Минске планировал показать две работы: «Одуванчиковый лес» и «Поющие астры», которые являются лауреатами и призерами многих крупных фестивалей. 

     

Тельных Владимир
Панно «Поющие астры». 2015
Ткань, шнур, арт- текстиль. 90х112см.
Тельных Владимир
Панно «Одуванчиковый лес». 2015
Ткань, шнур, арт- текстиль. 83х96см.

Клуб любителей вышивки «Стежок» учебного комбината «Мастерица».

Руководитель Васильева Юлия Станиславовна, член Попечительского совета Ассоциации организаций и ремесленников «Гильдия декоративно-прикладного и народного творчества» (ГДПНТ) г. Москва, Российская Федерация.

Руководитель клуба рассказывает:

«Весной 2015 года состоялось первое заседание клуба любителей вышивки «Стежок» на комбинате «Мастерица». Клуб задумывался для любителей вышивки на швейной машине, но к нам стали обращаться и те, кто занимается ручной вышивкой. Отказывать никому не хотелось.

Уже на первых встречах мы стали обсуждать возможность участия клуба в выставке «Искусство современной вышивки» в Твери. Наметили план. За лето самые активные члены клуба подготовили свои идеи и предложения.

Мы побывали на предприятии «Аксинья» в Семикаракорске Ростовской области. Предприятие имеет статус фабрики народного промысла и выпускает белую фаянсовую посуду со своеобразной ручной росписью, используя различные виды росписи и формы изделий. Щедрый степной казачий край отражается в работах местных мастеров. Коллектив фабрики организует мастер-классы по росписи посуды, проводит экскурсии по предприятию.

Мы познакомились с художниками и мастерами фабрики. У нас остались яркие добрые воспоминания о фабрике, городе и его жителях.

На первой осенней встрече клуба мы единодушно выбрали тему нашего совместного проекта: мотив чайного набора семикаракорской посуды «Цветочный», в котором нежные белые цветы, похожие на яблоневый цвет объединены в композиции с листьями и степными травами.

Началась кропотливая работа по изучению рисунка, его адаптации для вышивки. Особую озабоченность вызывали нитки, так как для вышивки на швейной машине каждой вышивальщице необходимо было их подбирать именно для своей техники. Машины использовались самые разные. Механические ножные: Зингер, Келлер, Подольского механического завода; современные электромеханические и электронные: Дженоме, Пфафф, Элна, Бразер. Своя домашняя швейная машина – это подруга, с которой у каждой вышивальщицы особый контакт. Машина знает своего мастера, а мастер знает все про свою машину.

В процессе работы мы приняли решение, что каждый будет вышивать своими нитками, которые подходят для его домашней техники. Главное соблюдать сюжет и цветовую гамму.

Был составлен эскиз проекта, началась работа по определению размеров, адаптации рисунков под конкретные изделия.

Появились первые образцы вышивки разными нитками, их стали примерять на крой изделий. В процессе работы размеры предметов и рисунков постоянно уточнялись, у каждой вышивальщицы появлялись свои собственные творческие идеи.

Так родился отлетный цветок в вышивке грелки на чайник.

На скатерти цветы решили вышить вприкреп шелковыми лентами.

Чтобы соединить разные детали проекта в один ансамбль, сделали двухцветный витой шнур из мулине для отделки грелки на чайник, чехла на стул и наперона – верхней скатерти с мережками.

Соединение основной скатерти с бахромой, выполненной из такой же ткани, нужно было закрыть – так появился шов «козлик» с обвивом такими же нитками, как витой шнур.

Основные предметы изделия выполнены изо льна с лавсаном. Это ткань 70-х годов прошлого столетия, тяжелая и плотная. Для того, чтобы визуально облегчить композицию, решили сделать нижнюю скатерть и оборку на чехол для стула из тонкого полупрозрачного льна и подшить их мережкой «кисточкой» с подгибом.

Наша интересная работа над первым совместным проектом завершена!»

К фестивалю «ТекСтильный букет» 2020 в Минске мы подготовили для показа наш проект «Чайный уголок».

     

     

Проект «Чайный уголок» (коллективная работа членов клуба), 2016 г.

В проекте участвовали:
Скатерть – Васильева Юлия Наперон – Копылова Ольга
Грелка на чайник – Фендрикова Татьяна
Салфетка под чашку, рисунки для проекта – Пирогова Елена
Чехол на стул – Федорова Марина
Подушка на стул – Козменко Татьяна
Салфетки на ширму – Шатилова Виталина

Вышивка ручная, свободно-ходовая на бытовой швейной машине в техниках художественной и белой глади, мережки, шелковые ленты вприкреп. Мулине, шелк, вискоза, полиэстер; основа: винтажный лен с лавсаном.

Клуб «Стежок» постоянно совершает коллективные творческие поездки: мы побывали на Кадомской вышивальной фабрике «Кадомский вениз», познакомились с вышивальщицами цехов ручной и машинной (свободно-ходовой) вышивок прямо на их рабочих местах.

Впереди новые планы. Недостатка в идеях нет! Изделия мастериц очень разнообразны и неповторимы, в каждом из них чувствуется любовь к рукоделию и желание сделать наш мир лучше и прекрасней!

Мы общаемся на встречах, и в социальных сетях, посещаем выставки и участвуем в различных проектах. Например, проект «ВЕрбовка – 100» по работам русских авангардистов-супрематистов.

Он стал передвижной выставкой и с большим успехом экспонируется по России. В нём две работы клуба.

Мастер-класс по пошиву заготовки с 3D-изображением яблока в техниках пицца, трапунто, обратная аппликация проводит Светлана Шелкова, участник фестиваля, член квилт-клуба «Валошкi» (г. Минск).

Заготовку, а также навыки, полученные на мастер-классе, можно применить при отделке одежды (карман, лацкан и т. д.), в оформлении подушки, при изготовлении текстильных косметичек, футляров, шкатулок, сумок, а также как самостоятельный арт-объект в виде панно.