ІІІ Международный фестиваль «ТекСтильный букет» | Лента новостей

25.06.2021

До 27 июня включительно можно увидеть самый авангардный проект экспозиции выставки «Текстильный букет».

Проект «Космос» (куратор Христина Высоцкая) включает работы 17 молодых белорусских художников текстиля. Больше половины работ экспонируются впервые. Многое создавалось специально для этой выставки! Работы молодых художников - это арт-объекты и инсталляции, созданные с использованием нетрадиционных для художественного текстиля материалов и форм.

Участники проекта - студенты и выпускники БГАИ направления специальности «ДПИ»

Фото: Денис Хворостов.

     

18.06.2021

Фотоотчёт с официального открытия ІІІ Международного фестиваля «ТекСтильный букет» (НЦСИ на Некрасова, 3).

На фестивале «ТекСтильный букет» мастера из Беларуси, Латвии, России и Украины представляют работы, созданные в самых разных техниках художественного текстиля: ткачество, расписные ковры (маляванки), пэчворк, войлоковаляние, батик, набойка. Идея международного фестиваля заключается в презентации на одной выставочной площадке творческих достижений как профессиональных художников, занимающихся текстильным искусством, так и любителей, стремящихся сохранить традиционные способы работы с текстилем.

Фестиваль «ТекСтильный букет» продлится по 20 июня 2021 года

Фото: Денис Хворостов.

     

Больше фото - на странице НЦСИ в ФБ: https://www.facebook.com/ncsmby/posts/1877893095713623

16.06.2021

В рамках ІІІ Международного фестиваля «ТекСтильный букет» из фондов Национального центра современных искусств представлены работы известных белорусских художниц текстиля: Светланы Баранковской, Натальи Лисовской, Татьяны Маклецовой, Людмилы Петруль и Ольги Редникиной.

Не ограничиваясь догмами и правилами, они выражают себя в разнообразной творческой форме, отдавая предпочтение экспериментам, без которых сейчас почти невозможно представить современное искусство. Произведения художниц погружают во вселенную концептуальных идей, смелой комбинаторики материала и техник.

     

     

     

15.06.2021

В рамках ІІІ Международного фестиваля «ТекСтильный букет» будет представлена воздушно-пространственная композиция «Мелодия цвета» минской художницы Марьяны Карпович. Композиция представляет собой ремизное двухосновное ткачество на станке.

«В композиции я исследую феномены рождения цвета и света, развития силы его выразительности и исчезновения во тьме. Текстильные полотна демонстрируют разные возможности цветового воздействия. Начиная с аналогичных сочетаний, развиваясь до контраста дополнительных цветов и затухая в монохромной гармонии.

Зритель оказывается в поле цветовых вибрация и переживает персональный эмоциональный отклик на предложенные цветовые сочетания.

Благодаря особенностям техники двухосновного ткачества, изображение представлено в позитиве и негативе одновременно. Это вдвое увеличивает варианты цветового влияния и зрительного восприятия смешения цветов оптического типа».

Марьяна Карпович.

     

14.06.2021

Отдельный зал ІІІ Международного фестиваля «ТекСтильный букет» отведен для презентации уникального вида народного творчества белорусов - расписных ковров на ткани (маляванок). Источниками сюжетов и образов для маляванок Жанны Ильюшкиной, Ирины Князевой и Ирины Терешковой стали белорусские легенды и мифология.

«Маляванки (расписные ковры) были широко распространены на территории всей Беларуси в 30-50-е годы ХХ столетия и имели местные региональные художественные предпочтения. К сожалению, на Лиозненщине, в отличие от других районов Витебской области, не было знаменитых народных мастеров, а сами маляванки не сохранились, поэтому очень захотелось изучить и возродить этот вид народного творчества.

В начале своего творческого пути сотрудничала со специалистами Витебского областного методического центра, по музейным фондам которого, на примере маляванак мастеров Витебщины, изучила местную региональную традицию росписи по ткани. Принцип композиционного построения и само изображение маляванак Витебщины имеет замкнутый плоскостной, подчёркнуто декоративный характер. В основном изображались растительно‑орнаментальные мотивы, с обязательной каймой и симметрично расположенным в центре букетом - символом абсолютного добра. Таким способом мастера выражали свою любовь к родному краю, стремлению жить в красоте и гармонии».

Ирина Терешкова.

     

     

     

     

13.06.2021

Творческая группа «Лоскутные живописцы» познакомилась с художником Андреем Симаковым, который в прошлом году закончил цикл работ, состоящий из женских образов, и назвал его «Русский календарь». Группа вдохновилась великолепными работами автора и с его разрешения перенесла образы русских женщин на ткани. Так появилась выставка «России женская душа», которая представлена в рамках ІІІ Международного фестиваля «ТекСтильный букет».

Группа «Лоскутные живописцы» существует четыре года и за это время успела показать свои работы на выставках и фестивалях в России и за ее рубежом. Руководителем группы все эти годы была и остается Любовь Лежанина - выдающийся мастер лоскутного шитья и свободно - ходовой стежки, талантливый педагог, художник. Любовь Юрьевна щедро делится знаниями с учениками, находит новые направления и интересные темы для творчества группы. Все работы выставки созданы в авторской технике Любови Лежаниной - «лоскутная живопись».

Работы в технике «лоскутная живопись» имеют две составляющие - лоскутный подмалевк (лоскутный коллаж или аппликация) и активную свободно-ходовую стежку. Лоскутный подмалевок выполняется из тканей различного качества и состава. Самый важный этап в создании такой картины - это своеобразная свободно-ходовая стежка, которая выполняется не столько прямой строчкой, сколько зигзагом разной ширины и направленности. Благодаря необычной стежке и художественным навыкам панно имеют свой оригинальный вид. Возможности этой техники не ограничены. В ней можно создавать как реалистичные работы, так и декоративные, абстрактные.

Образы русских женщин, выполненные в технике лоскутная живопись с использованием других техник лоскутного шитья, реалистично передали настроение, время года, душевную красоту и получили высокую оценку автора сюжетов А. Симакова.

Авторы работ: Елена Калаганова (Москва), Альфия Князева (Магнитогорск), Анна Кованцева (Москва), Наталья Коротенко (Нижний Новгород), Ольга Пинчукова (Абинск), Ольга Примак (Стерлитамак), Светлана Семенова (Рига, Латвия), Алла Соловьева (Москва), Ольга Таранова (Липецк), Нина Тиханович (Новосибирск), Татьяна Цветкова (Пятигорск), Татьяна Яковлева (Тутаев).

Презентация творческой группы «Лоскутные живописцы»: https://disk.yandex.by/d/9S4cuKA8dZzaSA

     

12.06.2021

В рамках ІІІ Международного фестиваля «ТекСтильный букет» уникальную традиционную технологию ажурного ткачества Городокского района («кисея») представит Марина Гущо. Восстановленная ею техника была внесена в список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.

«Беру в руки один из ажурных рушников. Вещь невесомая и прозрачная. Словно тонкая паутинка на ладони. Глядя на мотки льняных нитей в мастерской, сложно представить, как из них может получиться такая красота... Однако в руках умелого мастера возможно все. За время работы в сфере народного творчества Марина Гущо перепробовала разные техники ткачества, но душой прикипела именно к ажурному. Вот уже около 30 лет по этнографическим образцам она создает коллекцию полотенец, исполненных этим сложнейшим способом.

Фактурные полотна наши прабабушки создавали из отборных сортов льна. Из этих тканей шили скатерти, занавески, рушники и даже фату. Свидетельство мастерства городокских мастериц - богатая коллекция ажурных изделий местного краеведческого музея. В ней представлено более 20 образцов народного творчества, выполненных в этой редкой технике. Большинство из них обнаружены в деревнях и местечках района во время этнографических экспедиций. Кстати, по сохранившимся старинным рушникам, пересчитав каждую ниточку, можно воссоздать максимально приближенную к оригиналу копию. Именно этим долгое время занималась Марина Гущо:

- Ажурное ткачество считалось утраченным и было внесено в список памятников белорусской культуры. Мне очень помогла в освоении ажура бывший директор музея Екатерина Уверская. Она общалась со старожилами, занимавшимися им, записала технологию. Мысль о том, что удастся поднять это искусство из пепла, давала силы и вдохновение. Овладев техникой, я представила свои работы на конкурсе мастеров Международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске - 2001». Жюри присудило мне Гран-при. На один рушник уходит не одна неделя и около километра ниток!

- Не существует двух одинаковых ажурных рушников. Даже выполненные по одной схеме плетения, они будут отличаться. Многое зависит от руки мастера, его умения и даже настроения.

Когда часть полотна будет готова, Марина Гущо украсит его вышивкой. Говорит, удобнее всего это делать на станке, который служит своего рода пяльцами.

Кроме ажурных рушников, мастерица создает полотна и в других техниках - браное, выборное, переборное, ажурно-фактурное ткачество. Их также дополняет вышивкой. С удивлением узнаю, что в каждом таком узоре зашифровано послание со смыслом. На свадебном, например, ткут голубей, символизирующих любовь. На родильном - звезду, обозначающую мать. На пасхальном - кресты и церковь как знак веры. Прежде чем сесть за кросна, Марина Гущо изучает историю орнамента:

- Иногда один узор может иметь несколько значений. Например, звезда одновременно и символ матери, и урожая. Все зависит от контекста: в первом случае такая руна опоясана венком из цветов, во втором - сложена из колосков. Часто комбинирую несколько рун, чтобы привлечь благополучие…».

Инна Горбатенко

Полный текст статьи:
https://www.sb.by/articles/nitey-azhurnoe-spletene.html

Фото: Издательский дом «Беларусь сегодня», БелТА.

     

IІ Международный фестиваль «ТекСтильный букет» | Лента новостей