Іншае

Виртуальная выставка одной картины «Важные даты»

  • 01.07.2021 - 31.12.2021
  • г. Мінск, Някрасава, 3
  • Тэл. +375 17 235–03–32
  • Тэл. +375 17 399–09–78

С 1 июля Национальный центр современных искусств запускает серию виртуальных выставок одной картины «Важные даты», посвященных знаковым праздникам и датам.

20 ноября - Всемирный день ребенка

Ирина Дударева родилась в Бобруйске в 1981 году. В 2000 году окончила Минское художественное училище, в 2009 году – Белорусскую государственную академию искусств. Живет и работает в Минске. С 2011 года состоит в Белорусском союзе художников. 

Работы Ирины находятся в коллекции Национального художественного музея Республики Беларусь, Национального центра современных искусств Республики Беларусь и в частных коллекциях Беларуси, Польши, Италии, Германии и других стран. 

Картины Ирины Дударевой полны символизма, им присущ музыкальный ритм. Привычную нам, обыденную, в некотором роде, жизнь художница наделяет доброй, светлой и необычной энергией.

В коллекции НЦСИ хранится работа Ирины Дударевой «Замок на ладони». Художница говорит об этой картине следующее: «Беларусь – страна замков, правда, многие из них лежат в руинах. Девочка стоит у старинной карты, а карта показывает те места, где жили ее предки».

На переднем плане мы видим девочку. Нежный, еще детский овал лица, обрамлённый пышными волосами русого цвета – эти детали помогают создать трогательный образ девочки. Можно почувствовать, насколько мягкий у нее характер. 

Глубина картины выразительно подчеркнута игрой полутонов – светлых и темных, ярких и приглушенных. Красное платье на фоне теплых оттенков старинной карты, расположенной позади девочки, светлые детали одежды – все здесь представлено в единой композиции и гармонично вписывается в общую идею. Картина создает чувство тепла и уюта.

Дударева Ирина Антоновна, «Замок на ладони», 2012, Беларусь, Минский р-н, аг. Сёмково; холст, масло; 89х75 см


10 ноября - Всемирный день молодежи

Андрей Ярошевич – художник-график, занимающийся классическими видами эстампа (литография, линогравюра) и оригинальной графикой (рисунки и скетчи).

Андрей Ярошевич родился в 1984 г. в Минске. С 2000 по 2003 года – учащийся гимназии-колледжа искусств на отделении «Дизайн». В 2009 году окончил Белорусскую государственную академию искусств (кафедра графики). С 2007 года участвует в выставках. Член Белорусского Союза художников. Мастер-печатник и преподаватель кафедры графики Белорусской государственной академии искусств.

Работы Андрея Ярошевича имеют необычный визуальный язык – свободное и смелое слияние символов разных культур, орнаментализация, мистицизм образов.

В коллекции НЦСИ хранится работа Андрея Ярошевича «Молодые». Произведение представляет собой изображение танца мужчины и женщины.Цветовая гамма – довольно сдержанная, в основном преобладают серо-коричные и в меньшей степени холодные голубые тона. Общие пропорции человеческих фигур искажены, позы неестественны и сложны. Корпус фигур заполнен орнаментальными мотивами первобытных времен – это сознательное средство выразительности художника.

Работы Андрея Ярошевича находятся в коллекции Национального центра современных искусств, частных коллекциях Польши, Швеции, США, России, Великобритании, Латвии, Германии, ОАЭ, Беларуси.

Ярошевич Андрей Олегович, «Молодые», 2010,Беларусь, Мінск; бумага, линогравюра; 89,5х62 см


7 ноября - День Октябрьской революции

Октябрьская революция не только в корне изменила ход истории, но оказала значительное влияние на развитие искусства. Написано множество полотен посвященных этим переломным событиям. Даже по истечении многих лет, тема революции остается актуальной для творческого переосмысления.

В коллекции НЦСИ хранится произведение Владимира Шаркова «Революционный этюд» (1995 г.). Натюрморт выполнен в красно-серовато-коричневатой гамме, без каких-либо претензий на субъективную оценку революционных событий. Композиционным центром картины выступает старая керосиновая лампа, которая стоит на серо-голубой поверхности. За ней, на втором плане, стоит темно-коричневая по цвету прямоугольная рама от картины, за которой большой обрезок ткани красного цвета. Справа от ткани угадывается газетное название «Правда» и девиз коричневого цвета «Пролетарии всех стран объединяйтесь». На картине изображены все знаменательные символы, перемещающие нас в прошлое и помогающие прочувствовать атмосферу того времени.

Владимир Шарков родился в Минске в 1963 году. В 1982 г. окончил Минское художественное училище им. А. К. Глебова, в 1993 г. Белорусскую академию искусств. С 1983 года участник художественных выставок. В 1987 году был принят в молодежное объединение союза художников. С 1994 года член Белорусского союза художников. Член общества художников «Le Group», г. Невер, Франция. Владимир Шарков широко известен по акварельным изображениям белорусских городов и достопримечательностей. Произведения находятся в коллекциях Национального центра современных искусств, Муниципальном музее Ф. Бландена в г. Невер (Франция).

Составитель текста – Екатерина Шухто, ведущий научный сотрудник отдела фондов

Шарков Владимир Владимирович, «Революционный этюд», 1995, Беларусь, Мінск; холст, масло; 46х55 см


14 октября - День матери

Михаил Рогалевич работал с живописью, пастелью, графикой. Он профессионал в изысканных импрессионистических пейзажах. Произведениям художника свойственны как внутреннее спокойствие, ясность, оптимизм и особенный дух деревни, так и некоторый драматизм, движение и сила. Михаил Рогалевич воспел в своих картинах городской быт бывших крестьян, переехавших на постоянное жительство из деревни в город. Он первый, и один из немногих в среде белорусских художников, которые глубоко и последовательно, из года в год, раскрывали эту тему. Очевидно и то, что его картины несут в себе суть белорусского менталитета, сконцентрированного на семье и семейных отношений в жизни человека.

Тема материнства в живописи необычайно глубокая. За многие века мировая живопись исследовала весь диапазон эмоционального богатства материнской любви. Картина Михаила Рогалевича «Осень. Рябина» так же уделяет внимание теме материнства. Большая часть картины выполнена в оттенках синего цвета, навевающих чувство тоски и уныния. Однако яркие акценты в виде золотистого пейзажа за окном, спелые и сочные фрукты, расположенные на темном неброском фоне, выступают на передний план и бросаются зрителю в глаза. Все эти взвешенные расстановки и цветовые сочетания позволили автору добиться такой безупречной гармонии цвета и форм. Но центральное место на картине занимает образ матери с ребенком. Это картина отличается от многих других с подобным сюжетом – в ней нет заученных и отработанных статических поз, она выглядит естественно, как в реальной жизни. Мать прижимает ребенка к себе, будто ничего дороже на свете нет. Это является ярким воплощением образа матери, оберегающей и защищающей своё дитя.

Рогалевич Михаил Викентьевич (29.09.1932 – 08.08.2010) родился в поселке Глинищи, Минской области. В 1964 году окончил Минское художественное училище. С 1966 года становится участником художественных выставок. С 1978 года был членом Белорусского союза художников. Работы художника находятся в Национальном художественном музее Республики Беларусь, фонде Белорусского союза художников, Национальном центре современных искусств, Узденском районном историко-краеведческом музее, коллекции ОАО «Приорбанк», частных собраниях.

Составитель текста – Екатерина Шухто, ведущий научный сотрудник отдела фондов

Рогалевич Михаил Викентьевич «Осень. Рябина», 1965, БССР; холст, масло; 70х60 см


4 октября - Всемирный день архитектуры

Александр Барташевич (1966 г.) окончил художественное училище, а затем Белорусскую художественную академию. С 1994 года член союза художников. С 1989 года участник различных выставок. С 1989 года выставляет свои работы в музеях России, Польши, Германии, Голландии, США и других стран мира.

Александр Барташевич выработал характерную манеру письма, комплекс живописных приемов, объединившихся в индивидуальный стиль. На его полотнах текстура предметов не несёт декоративной функции – она однородная и крупнозернистая. Такая техника «поглощает» материальную сторону изображаемых объектов. Работа не вовлекает зрителя в какую-либо чувственную красоту. Это просто кувшин или чайник, или букет сирени, забытые инструменты, заброшенный дом. В мире, созданном художником, нет прошлого, время стоит на месте, а вещи и люди застыли. Отсутствие на картинах каких-либо признаков интерьера и времени придает творчеству художника метафизический оттенок.

В коллекции НЦСИ находится работа Александра Барташевича «Дом». На картине мы видим много свободного пространства. Художник не стремится оживить или украсить фон и наполнить его множеством ярких деталей. Занавески, закрывающие темный маленький полукруглый проем дома, возможно окно, дверь с поперечиной, что-то наклоненное к стене внизу справа, не придают дому дыхания жизни, а его центральное расположение в безлюдном пейзаже делают его еще более пустым. Изоляция дома только усиливается благодаря решению отказать зрителю в доступе внутрь пространства. Пустой фон важен не только для композиции картины, но и для ее смысла. Глядя на картину, мы ощущаем воздействие чего-то невысказанного, того что явно не изображено на картине.

Составитель текста – Екатерина Шухто, ведущий научный сотрудник отдела фондов

Барташевич Александр Ростиславович «Дом», Беларусь, Минск, 2008; холст, масло; 100х130 см


21 сентября «Международный день мира»

Раиса Павловна Сиплевич родилась 25 мая 1949 года в деревне Побрезье Новогрудского района Гродненской области. В 1970 году закончила учебу в Минском художественном училище имени Глебова. В 1976 году – в Белорусской государственной академии искусств (кафедра графики). С 1974 года участвует в республиканских художественных выставках Беларуси. С 1987 года – член Белорусского союза художников. С 1996 года – организация персональных выставок в Беларуси.

Произведения художницы находятся в Национальном художественном музее Республики Беларусь, Национальном центре современных искусств Республики Беларусь, Республиканской художественной галерее «Дворец искусств», Тобольского государственного историко-архитектурного музея-заповедника, в частных коллекциях Беларуси, России, Германии, Англии, США, Канады, Австралии, Италии, Чехии, Польши, Португалии, Бельгии.

Раиса Сиплевич награждена медалью Белорусского союза художников за заслуги в изобразительном искусстве.

Раиса Сиплевич работает в области станковой живописи и графики под романтическим псевдонимом «Patsinka».

Творчество каждого талантливого мастера в искусстве отличается индивидуальным своеобразием. Так и у полотен Раисы Сиплевич есть признаки высокой индивидуальности.В своем творчестве она часто обращается к культурному наследию белорусской мифологии и фольклора. По словам самой художницы, ее творчество представляет собой «синтез реального и эмпирического». Творческую фантазию художницы подпитывают сюжеты детских сказок, рождественские песни, обычаи, которые сохранились в обрядах белорусов. Произведения Раисы Сиплевич восхищают своей поэтичностью, экспрессией и яркой фантазией. Ассоциативно-образные композиции художницы являются основным направлением ее творчества, что позволяет зрителю погрузится в другую реальность, созданную автором.

Рассматривая полотна Раисы Сиплевич, можно заметить любовь к женским образам. Женские образы на полотнах художницы манят красотой и являются воплощением стихийных сил природы. Так на картине «Бережница» в пределах одного живописного полотна мы видим отражение женского образа и образов природы. В центре композиции фигура молодой женщины с венком из цветов. Левой рукой она опирается на длинный, тонкий посох, обвитый хмелем, на котором, сидит соловей, а в правой руке держит красную «чайную» розу. На ее фоне, разбрасывающиеся голубовато-серые пятна, напоминающие водное пространство, которые периодически сменяются светлыми разводами, а также пузырями, контурно изображенными белой краской. На полотне также можно заметить голубой рисунок стрекозы.

Глядя на полотна Раисы Сиплевич, можно услышать пение фантастических птиц, шепот сказочных деревьев и экзотических цветов. В этом невероятном мире все очаровывает, излучает тепло и позитивную энергию.

Составитель текста – Екатерина Шухто, ведущий научный сотрудник отдела фондов


17 верасня "Дзень народнага адзінства"

Яўген Бусел (1936 – 2018) нарадзіўся ў вёсцы Міхайлаўка Гомельскай вобласці. Скончыў Маскоўскі Паліграфічны інстытут у 1964 годзе. Удзельнік мастацкіх выставак з 1966 года. Працаваў у галіне станковай і кніжнай графікі і плаката. Супрацоўнічаў з сатырычным часопісам "Вожык". Шэраг твораў мастака выкананы ў традыцыях лубка. Стварыў серыю гравюр прысвечаных Беларусі.Член Саюза мастакоў (з 1978), заслужаны дзеяч мастацтваў (1991).

Яўген Бусел мастак, які малюе і прымаўкі. А намаляваць прымаўку – гэта тое ж самае, што намаляваць думку. Думкі, якія змяшчаюць глыбокі сэнс, заключаны ў надзвычай лаканічную і лёгка запамінальную форму. Прыказкі адлюстроўваюць жыццёвую псіхалогію народа, яго рэакцыю на розныя жыццёвыя сітуацыі і назапашаны досвед. Здаецца, упершыню мы не чуем, а бачым вядомыя прымаўкі: «Хто скуль, а мы тутэйшыя».

Прастата народнага фальклору патрабуе такога ж мастацкага ўвасаблення. А гэта і выразнасць малюнка, і адчувальная дэкаратыўнасць. Усё гэта немагчыма ўявіць без мастацкай спадчыны беларускага выяўленчага мастацтва. Можна прыгадаць віленскія выданні Ф. Скарыны і больш познія лубачныя творы на рэлігійныя сюжэты.

Працы Яўгена Бусла прыцягваюць прастатой вырашэння тэмы і адметным лаканізмам. У іх гарманічна спалучаецца рэалізм і ўмоўная форма выяўлення. Малюнак лёгкі і ў той жа час змястоўны. Колер дапамагае выказацца зместу. Калісьці ў сваіх нататках пра творчасць, Яўген Сямёнавіч адзначаў, што ён робіць тое, чаго не змаглі ці пабаяліся многія іншыя. Можа гэта і з'яўляецца сакрэтам прыцягальнасці работ майстра.


11 сентября  «День города Минска» 

Во все времена художники воспевали ночь как волшебное время творческого вдохновения, каждый из нас хоть раз любовался красотой ночного города. Преображенные огнями красочной подсветки, знакомые пейзажи меняются самым чудесным образом, открываясь по-новому в ночном освещении. Его пространство и архитектура представляются совершенно в ином качестве. Здания, скульптурные композиции, даже деревья – все выглядит более объемно и эффектно в свете ночной иллюминации.

Ольга Шкарубо часто изображает на своих полотнах пейзажи родного города: «Я много пишу Минск, – заявляет художница. Не отрекаясь от сельских зарисовок, склоняюсь все-таки к тому, чтобы больше и чаще писать городской пейзаж. В известном телефильме «По семейным обстоятельствам» прозвучала мысль о том, что художник должен успеть запечатлеть те городские черты, которые растворяются, исчезают под натиском хай-тека и модернизации. Полностью согласна».

В коллекции НЦСИ находится один из пейзажей Ольги Шкарубо «Вечерние огни».Об этой работе автор говорит следующее: «Образ города – главный сюжет моей картины «Вечерние огни». Взволнованность и эмоциональность, исходящая от живописного «Музыкального переулка», являющегося одной из старейших сохранившихся улиц Минска, помогла поэтизации и романтизации этого уголка нашего города. Отсутствие людей дало возможность создать атмосферу таинственности, ирреальности. Реальность изображенной архитектуры преображается в фантастику увиденного. В своей картине я стремилась максимально выразительно передать уют, тепло и свое удивление, и восхищение от открывшегося с неожиданной стороны уголка старого города».

Ольга Валерьевна Шкарубо родилась 20 сентября 1990 в Минске. В 2010 году окончила Минское государственное художественное училище им. А. К. Глебова. В 2016 – окончила Белорусскую государственную академию искусств, специальность «станковая живопись». C 2016 член Белорусского союза художников. С 2009 года участвует в выставках. Произведения находятся в Национальном центре современных искусств, Национальном художественном музее и частных коллекциях Беларуси, Китая, России, Шотландии, Германии и других стран. 


6 верасня "Дзень беларускага пісьменства"

Алена Шлегель мае свой асаблівы творчы стыль. Мантажны прынцып пабудовы кампазіцыі, калаж, аптычныя ілюзіі – усё гэта характэрна для работ мастачкi. Містычны, міфалагічны змест твораў зачароўвае гледача, а яркасць фарбаў пакідае ўражанне цяпла і казачнасці. Творчасць мастачкі неаднаразова была адзначана прэміямі.

Адной з найбуйнейшых па памерах работай Алены Шлегель з'яўляцца паліпціх «Родны алфавіт» (2017). Аб гэтым творы сама мастачка кажа наступнае: «Ідэя стварэння паліпціха «Родны алфавіт» нарадзілася ў сувязі з жаданнем асэнсаваць ролю Радзімы у сваёй свядомасці. Алфавіт у гэтым творы мае ролю сваеасаблівага культурнага кода, які ўключае ў сабе вобразна-сэнсавы рад, звязаны для меня з паняццем Радзіма. Як мастак, я расшыфроўваю гэты код з дапамогай візуальнага рада выяў, якія звязаны з матэрыяльнай і духоўнай культурай Беларусі. Тут задзейнічана тое, што можа найбольш рознабакова адлюстраваць мае асабістае адчуванне Радзімы, як спадчыны і рэчаіснасці».

Гэтая карціна – рэбус, які патрабуе ўважлівасці і дэталёвага разгляду. Без гэтага немагчыма раскрыць алегарычны сэнс, закладзены аўтарам. Выявы групуюцца ў залежнасці ад літары, з якой пачынаецца іх назва. Напрыклад “а” – анёл, арнамент, “б” – батлейка, Багдановіч, “г” - Гусоўскі, “е” – Ефрасіння Полацкая і гэтак далей. Па магчымасці для літар падабраны адпаведны колер, напрыклад “а” – аранжавы, “б” – блакітны, “с” – сіні. Усю кампазіцыю аб’ядноўваюць цытаты з графічнага аздаблення “Бібліі” Францыска Скарыны. Гледзячы на гэтую карціну, мы здзяйсняем падарожжа скрозь стагоддзі, ацэньваючы багацце і самабытнасць беларускай культуры і гісторыі”.

Составитель текста – Екатерина Шухто, ведущий научный сотрудник отдела фондов

Шлегель Алена Генадзьеўна

Нарадзілася 16 ліпеня 1965 года ў Мінску.
1980-1984 – Мінскае мастацкае вучылішча імя А.К. Глебава. Дыпломная работа – насценны роспіс «Пралог» у фае ММВ імя А.К. Глебава.
1986-1991 – Беларускі дзяржаўны тэатральна-мастацкі інстытут, кафедра манументальна-дэкаратыўнага мастацтва. Дыпломная работа – насценны роспіс «Казка» у сярэдняй школе № 197.
З 1988 – удзел у рэспубліканскіх і міжнародных мастатацкіх выстаўках і праектах.
1989 – сябра маладзёжнага аб’яднання Саюза мастакоў БССР.
1996 – сябра Беларускага саюза мастакоў.
1996-1999 – выкладчык Беларускай акадэміі мастацтваў.
1998 – лаўрэат рэспубліканскай мастацкай выстаўкі «Час. Прастора. Асоба» (2 прэмія ў намінацыі «Жывапіс»). РМГ БСМ, Мінск.
1998 – сябра творчага аб’яднання «Міжнародная гільдыя жывапісцаў».
2004 – сябра творчага аб’яднання «Артэль».
2005 – стыпендыят Міністэрства культуры Рэспублікі Беларусь.

2006– удзел у мастацкім афармленні колцавых калідораў Нацыянальнай бібліятэкі РБ.

З 2006 – выкладае на кафедры мастацка-педагагічнай адукацыі Беларускага дзяржаўнага педагагічнага ўніверсітэта імя Максіма Танка.
2019 – лаўрэат прэміі Федэрацыі прафсаюзаў Беларусі ў галіне літаратуры, мастацтва, журналістыкі і аматарскай творчасці.
2020 – лаўрэат Нацыянальнай прэміі Міністэрства культуры Рэспублікі Беларусь у галіне выяўленчага мастацтва ў намінацыі «Жывапіс».

Работы знаходзяцца ў Нацыянальным цэнтры сучасных мастацтваў Рэспублікі Беларусь, Нацыянальным мастацкім музеі Рэспублікі Беларусь, Літаратурным музеі М. Багдановіча, Нацыянальнай бібліятэцы Рэспублікі Беларусь, у калекцыях Міністэрства культуры і мастацкім фондзеБеларускага саюза мастакоў, кампаніі «Лукойл», «Прыёрбанка», а таксама ў прыватных калекцыях Беларусі, Расіі, Польшчы, Германіі, Бельгіі, ЗША, Японіі.


Полоцк – древнейший город Беларуси, центр зарождения белоруской культуры и государственности. Отправной точкой отсчета существования города Полоцка принято считать 862 год. Именно в этом году он впервые упоминается в летописи «Повесть временных лет». Располагаясь на крупном торговом пути, Полоцк стремительно развивался. Долгие годы, образовавшееся на здешних землях Полоцкое княжество, было одним из крупнейших и могущественных государственных образований.

Город Полоцк является местом рождения многих исторических личностей. Одной из них является Евфросиния Полоцкая – княжна, монахиня, просветительница, первая женщина, причисленная к лику святых. Она непосредственным образом повлияла на развитиедуховной жизни, историю белорусского общества и культуру XII столетия. С ее деятельностью связано распространение христианства и создание целого ряда памятников. Все они являются наследием Беларуси. Без них невозможно представить современную белорусскую культуру.Преподобная Евфросиния была игуменьей основанного ею в Полоцке женского монастыря. Открытый в 1125 году, он признан одной из древнейших православных обителей на белорусских землях. На территории монастыря в 1161 г. была возведена каменная Спасская (Спасо-Преображенская, Спасо-Евфросиниевская) церковь. Она была построена зодчим Иоанном всего за 30 недель. Это сооружение сохранилось до наших дней, претерпев ремонт и перестройку в XIX в., и является ярким примером полоцкой архитектурной школы. Спасо-Преображенская церковь также примечательна тем, что в ней сохранилась система фресковой живописи середины XII в.

Мастерство древнего зодчего восхищало многих художников. Так на картине Вячеслава Кубарева «Ефросинья Полоцкая» мы видим Спасо-Преображенскую церковь. Вокруг изображены деревья, под которыми все покрыто снегом. Чувствуется конец осени, когда выпал снег и уже непривычно холодно. На переднем плане большую часть пространства занимают многочисленные деревянные дома. Весь их вид привлекает наше внимание, как церковь, расположенная в верхней части картины. Простая и в то же время величественная, она полностью захватывает наше внимание. Даже не верится, что в древние времена, возможно, было создать такую красоту.

Образ знаменитой полочанки также привлекал внимание художников. Мы можем увидеть ее на графических листах Арлена Кашкуревича. В центре работы мы видим Ефросинью Полоцкую в монашеском одеянии – чёрной рясе с деревянным крестом. На голове – апостольник. Огромные глаза устремлены вдаль. За спиной Ефросиньи Полоцкой белая Спасо-Преображенская церковь; на правой руке висят чётки, обеими руками девушка держит раскрытую книгу.

Сегодня Ефросинья Полоцкая почитается, как святая и является заступницей и покровительницей всей страны.

Составитель текста – Екатерина Шухто, ведущий научный сотрудник отдела фондов

Справочно:

Кубарев Вячеслав Георгиевич (1931 -1995)

Родился в д. Кочево, Кировской области, Россия. В 1957 г. окончил Горьковское художественное училище. В 1963 г. – Всесоюзный институт кинематографии в Москве. Участвовал в художественных выставках с 1963 г. Работал в области станковой живописи. Художник кино. С 1964 г. состоял в Белорусском союзе художников. В 1981 г. ему было присвоено звание «Заслуженного деятеля искусств Беларуси».

Кашкуревич Арлен Михайлович (1929 – 2013)

В 1959 – окончил Белорусский театрально-художественный институт. Работал в станковой и книжной графике. Участвовал в художественных выставках с 1959 г. С 1960 состоял в Белорусском союзе художников. В 1972 г. – лауреат государственной премии Беларуси. В 1991 г. ему было присвоено звание «Народный художник Беларуси».



Культурной столицей Беларуси в 2021 году назван город Борисов. В этом городе родился и творил известный белорусский художник-пейзажист Валерий Федорович Шкарубо (1957–2020). С ранних лет он посещал занятия в изостудии Борисовского Дома пионеров, куда ходил восемь лет. В 1981 году окончил Белорусский государственный театрально-художественный институт. Свой творческий путь Валерий Федорович начал как дизайнер ЭВМ. Однако желание заниматься живописью заняло центральное место. С 1984 года Валерий Шкарубо участник республиканских и международных выставок. С 1989 года – член Белорусского союза художников. Первая персональная выставка художника состоялась в 1991 году.

Валерий Шкарубо – один из самых известных и признанных белорусских пейзажистов. Это подтверждают такие награды и премии как: государственная премия Республики Беларусь (2002), медаль Франциска Скорины (2008), заслуженный деятель искусств Республики Беларусь (2014), орден Франциска Скорины (2020). Знаковым событием в жизни художника и города Борисова стало открытие в ноябре 2015 года в здании Борисовской центральной библиотеки постоянной экспозиции его работ – Картинной галереи Валерия Шкарубо.

Валерий Шкарубо широко известен и за рубежом. Произведения художника выставлялись на самых известных площадках мира: залы Европарламента в Брюсселе, штаб-квартира ООН в Нью-Йорке, Центр Пьера Кардена в Париже, Музей искусств в Пекине, Музей города Сендая в Японии. Валерий Шкарубо был одним из девяти художников представившим Беларусь на 51-ой Венецианской биеннале.

«Студеный ветер» Валерий Шкарубо (из коллекции НЦСИ).

На картине перед нами открывается кусочек водной глади. И на первый взгляд кажется, что это простое реалистичное произведение, водное пространство, погруженное в тишину, где только ветер нарушает это спокойствие, склоняя водные растения и создавая рябь. Однако через минуту вы понимаете, что вы все еще продолжаете смотреть на картину, испытываете на себе ее магнетические свойства, ищете в ней глубокий смысл.

Художник помещает нас в картину, мы вплотную соприкасаемся с природой, входим в эту водную гладь. Такой эффект создают и срезанные с боку заросли, и подвинутые к первому плану манник, и легкие переходы в голубовато-серой гамме. Тонкие градации колорита придают картине особую правдивость, красочность, помогают воссоздать пространство, почувствовать его. Грустное и задумчивое настроение не покидает зрителя, когда он смотрит на картину.

Валерий Шкарубо говорил: «В молодом возрасте я был поражен работами Бялыницкого-Бирули, это настоящий белорусский гений, никто так не показал душу и характер белорусского народа через пейзаж». Не меньше мастерства мы можем увидеть и в работах Валерия Федоровича. Наиболее притягательное в его картинах – чуткое ощущение белорусского пейзажа и земли, а также способность донести это до зрителя с особым мастерством, тонкостью и чувством.

Составитель текста – Екатерина Шухто, ведущий научный сотрудник отдела фондов

3 июля "День Независимости Республики Беларусь"

Аракчеева Оксана Борисовна родилась в 1963 году в Минске. Ее отец – заслуженный деятель искусств Республики Беларусь. Оксана и две ее сестры пошли по стопам отца и профессионально стали заниматься живописью. В 1982 году она окончила Минское художественное училище. Окончив отделение графики Белорусского театрально-художественного института, Оксана Борисовна работала в станковой и книжной графике. За свою карьеру оформила более 50 книг. Работала во многих издательствах, оформляла «Басни» Ивана Крылова, белорусские сказки, журналы «Маладосць», «Рюкзачок», «Вясёлка» и многие другие. Работала художником-постановщиком на киностудии «Беларусьфильм». С 1986 года принимает участие в выставках. С 1994 года является членом Белорусского союза художников.

Пейзажи и натюрморты занимают особое место в творческом пути Оксаны Аракчеевой. Известна серия ее работ «Минские окна», на полотнах этих картин автор рассказывает историю своего города. Также художница написала больше сотни портретов известных людей, повлиявших на развитие культуры Беларуси. За создание серии портретов ведущих солистов белорусского балета Оксана Аракчеева получила диплом комиссии Республики Беларусь по делам ЮНЕСКО «За деятельность по чествованию театральных деятелей средствами изобразительного искусства».

Оксана Аракчеева: «Мирное небо над Минском» (из коллекции НЦСИ).

Работа «Мирное небо над Минском» посвящена дедушке художницы Егору Пересецкому, погибшему в 1945 году. Автор говорила об этой работе следующее: «В ней я рассказываю о своей мечте, чтобы дедушка (которого я никогда не видела) вернулся с войны, бросил свою шинель, и начнется мирная загородная жизнь. Он был в партизанах, а потом, когда Беларусь уже освободилась от немецко-фашистских захватчиков, решил дойти до Берлина. Его жена (моя бабушка Паша) получила похоронку «Без вести пропал». Но односельчанин, который вернется домой, видел Егора в больнице под Кенигсбергом. Видимо, он там и умер. Прасковья Петровна Пересецкая воспитала шестерых детей, а потом мы, ее внуки, каждое лето приезжали в деревню. Когда я была на пленэре в 2013 году под Калининградом, я просмотрела все памятники погибшим и написала запрос руководству области, чтобы найти что-то про захоронение Егора Самсоновича Пересецкого... Ничего... Поэтому привезла горстку калининградской земли. Мы сделали символическое захоронение на Витебской области, рядом с деревней Гора, где он родился. Спасибо, дедушка Егор, за мирное небо над нами!».

Сейчас Оксана Борисовна куратор чешской галереи «GalerieKaras». С 2015 года живет в городе Гамбург (Германия). Несмотря на это она активно выставляет свои работы и работы своего отца на выставочных площадках Беларуси. Произведения Оксаны Аракчеевой находятся в Национальном художественном музее Республики Беларусь, Национальном центре современных искусств Республики Беларусь, в галереях Гомеля, Полоцка, в частных коллекциях России, Украины, США, Канады, Венесуэлы, Израиля, Германии, Чехии.

Составитель текста – Екатерина Шухто, ведущий научный сотрудник отдела фондов

Другія мерапрыемствы
Спецпраекты РЕЗУЛЬТАТЫ ОТБОРА КУРАТОРСКИХ КОНЦЕПЦИЙ БЕЛОРУССКОГО ПАВИЛЬОНА НА 59-ОЙ ВЕНЕЦИАНСКОЙ БИЕННАЛЕ

Информация о результатах конкурсного отбора кураторских концепций белорусского павильона на 59-ой Венецианской биеннале современного искусства в 2022 году.

01.09.2021 31.12.2021 17:30 – 19:30 Незалежнасці, 47
Школам Художественно–образовательная программа «Билингвальная Азбука»

Национальный центр современных искусств Республики Беларусь приглашает детей на занятия по курсу «Билингвальная Азбука». Программа курса состоит из увлекательных творческих занятий, взаимосвязанных с учебными дисциплинами. Практические задания помогут детям находить собственные ответы на вопросы из разных областей жизни.

01.09.2021 31.12.2021 12:00 - 16:30 Незалежнасці, 47
Школам Творческие занятия по курсу «Азбука чувств»

​Национальный центр современных искусств приглашает родителей и детей на творческие занятия по курсу «Азбука чувств»! Курс «Азбука чувств» является частью семейной художественно-просветительской программы «Творческие занятия в Национальном центре современных искусств». Программа разработана для подростков, детей (10+), их родителей, бабушек и дедушек.