Іншае

Виртуальный проект «Адзіная спадчына»

  • 01.01.2022 - 31.12.2022
  • г. Мінск, Някрасава, 3
  • Тэл. +375 17 235–03–32
  • Тэл. +375 17 399–09–78

С 1 января 2022 года Национальный центр современных искусств запускает виртуальный проект «Адзіная спадчына», приуроченный ко Дню народного единства.

15 сентября – День библиотек Беларуси

Сегодня Национальной библиотеке Беларуси исполняется 100 лет!

Библиотека всегда по праву считалась одним из самых таинственных и манящих мест на земле. Здесь можно найти ответы на многие волнующие вопросы, открыть дверь в другие "миры" и отправиться в путешествие в неизведанные места, узнать больше о себе и о мире вокруг.

Даже в 21 веке интернет не сможет заменить очаровательную атмосферу тихих залов с приглушённым светом, легкой пылью на полках и, главное, необыкновенным ароматом печатных книг!

Мы же желаем Национальной библиотеке дальнейшего процветания, приумножения книжных фондов и много благодарных читателей!

Текст подготовлен практикантом Национального центра современных искусств – студенткой 4 курса факультета журналистики БГУ Анисией Горбуновой 


Яблочный Спас – православный славянский праздник, который традиционно отмечается 19 августа.

У него много названий, самое официальное из них – Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В народе день этот именуют Яблочным или Яблоневым Спасом. Менее распространенными названиями являются Великий Спас, Второй Спас, Средний Спас, Преображение Господне и Праздник первых плодов.

Символом яблочного Спаса являются яблоки, которые несут отсылку к библейской теме согрешения Евы. Именно яблоко стало главным плодом, которое послужило изгнанию человека из Рая. До наступления Яблочного Спаса употребление в пищу яблок не поощрялось, а первый собранный в Спас урожай освящали в храмах. Люди верили, что спелые плоды, съеденные в праздник, имеют волшебную силу.

В дореволюционном искусстве к теме яблочного спаса обращались многие художники. В современном белорусском искусстве данная тема не так широко представлена, тем не менее продолжает вызывать интерес у современных белорусских авторов.

В коллекции НЦСИ хранится работа Бубашкиной Элеоноры Владимировны «Яблочный спас». Мир старшего поколения, совсем еще недавно распространенный повсеместно на Беларуси и стремительно исчезающий сегодня, с любовью изображается художницей в аутентичном интерьере сельской избы. Автор обращается к традициям, которые были характерны для быта того времени. Мы видим вдалеке за окном церковь, к которой тянется ветка со спелыми яблоками. Это символ освящения первого урожая. Главные действующие лица – две женщины, пожилая и молодая, символизируют преемственность традиций от старшего поколения к молодому.

Бубашкина Элеонора Владимировна родилась в 1967 году. Закончила Белорусскую государственную академию искусств С 1995 является членом Белорусского союза художников. В настоящее время работает в станковой живописи.

Бубашкина Элеонора Владимировна «Яблочный спас», 1993 г.; холст, масло; 121х97 см.


В ночь на 7 июля в Беларуси празднуется древний славянский праздник в честь Солнца – Купалье.

Издревле праздник сопровождался целой системой ритуалов: сбором трав и цветов, плетением венков, украшением зеленью домов, прыжками через костер, гаданиями, и, конечно же, хороводами. Символом Праздника является Папараць-кветка.

Родился в деревне Залесье Витебской области. Участник Великой Отечественной войны. В 1951 году окончил Минское художественное училище. Участник художественных выставок с 1953 года. Работал в разных как станковый живописец и сценограф, писал акварелью. Работал художником-сценографом в Государственном театре оперы и балета БССР (1951–1985). В 1960–80-х годах занимался социальным и политическим плакатом.

Произведения М.Ф. Чепика находятся в Национальном центре современных искусств Республики Беларусь, в Национальном художественном музее Республики Беларусь, фондах Белорусского Союза художников.

Чепик Михаил Филиппович«На Купалле», 1974 год; холст, масло;


5 июня – День памяти Евфросинии Полоцкой

Фигура Евфросинии Полоцкой одинаково почитаема как православными, так и католиками.

Евфросиния Полоцкая стала первой белорусской женщиной, причисленной к лику святых. О ее просветительской деятельности знают все белорусы. Евфросиния Полоцкая знала латынь и древнегреческий, писала и переписывала книги, строила храмы и монастыри.

В 1161 году на средства Евфросинии Полоцкой возвели Спасо-Преображенскую церковь. Она построила женский и мужской монастыри, сделав Полоцк центром белорусской духовности, в который и сегодня съезжаются паломники со всего мира. Из Византии преподобная привезла в Полоцк икону Божией Матери, известную как Одигитрия Полоцкая.

Именем Евфросинии названы храмы и приходы не только в Беларуси. Они есть и в американском Саус-Ривере, в Вильнюсе, Лондоне и Торонто.

Драгоценный напрестольный Крест Евфросинии Полоцкой, изготовленный по ее заказу в 1161 году золотых дел мастером Лазарем Богшей, был утерян в начале Великой Отечественной войны. До сих пор крест не найден.

Копию креста изготовил брестский ювелир Николай Кузьмич. В интервью он рассказывал, что техника Богши, одного из лучших ювелиров Древней Руси, была утеряна и учить его было некому. Три года мастер изучал архивы и снимки креста, прежде чем приступить к работе. Мастер изготовил и раку для мощей преподобной.

Сейчас копия креста Евфросинии Полоцкой хранится в Спасо-Преображенской церкви в Полоцке.

День памяти преподобной, который отмечается 5 июня, единственный в году, когда проводится праздничное богослужение в Софийском соборе. Полоцкая София, построенная по тому же принципу, что и соборы в Константинополе, Киеве и Новгороде. Впервые собор упоминается как раз в житии Евфросинии Полоцкой и в Слове о полку Игореве. Собор возводился по настоянию деда святой князя Всеслава Чародея, и здесь некоторое время не только переписывала, но и переводила с греческого языка, и писала собственные наставления Евфросиния.

В коллекции НЦСИ хранится плакат Васюка В. В. "Евфросиния Полоцкая". Фигура Евфросинии изображена стоящей в темной келье возле окна. Выразительные черты лица (высоко поднятые полукруглые брови, широко расставленные глаза) придают облику святой яркую индивидуальность. Е. Полоцкая представлена в рост, в образе молодой женщины в монашеском одеянии и куколе, с нимбом, которая смотрит вниз, в правой руке держит крест работы ювелира Лазаря Богши (1161), в левой опущенной – книга.

Сегодня Ефросинья Полоцкая считается одной из самых сильных небесных заступниц белорусской земли.

Васюк Владимир Владимирович

Родился 2 июля 1947 года в поселке Ленино Гомельской области. В 1972 году окончил Минское художественное училище им. Глебова, в 1978 году - Белорусскую академию искусств, кафедру декоративно-прикладного искусства. Участник художественных выставок с 1972 года. Творчески работает в области станковой графики, плаката, графического дизайна и геральдики. Преподавал в Минском художественном училище имени А.К. Глебова (1978 - 1986), с 1987 - доцент Белорусской академии художеств. Его серия книг «Наши духовные ценности» была удостоена премии «Духовное возрождение» 1998 года.

Работы находятся в Национальном художественном музее Республики Беларусь, Могилевском областном художественном музее им. П. Масленикова, фондах Белорусского союза художников. Награжден дипломами международных и республиканских конкурсов плаката. Член Белорусского союза художников с 1980 года.

Составитель текста – Наталья Балашова, главный хранитель фондов

Дополнительная информация: Васюк Владимир Владимирович; «Евфросиния Полоцкая»; 1990 г.; Беларусь, Минск, ДВП; темпера; гуашь; 90 см х 60 см.


15 мая - Международный день семьи

В 1989 году возникла идея создания праздника, посвященного дню семьи. Начиная с 1994 Международный день семьи отмечается каждый год 15 мая.

Семья – это близкие тебе люди, которые находятся рядом. Понятие семьи начало формироваться еще в древние века. Семью изображали на наскальных рисунках, описывали в поэмах, о семье слагали легенды.

С появлением изобразительного искусства художники начали писать картины, посвященные теме семьи.

Пискун Юрий Александрович является одним из художников, в творчестве которого встречается тема семьи. Он родился в 1955 году. Окончил отделение живописи Белорусского государственного театрально-художественного института (сейчас БГАИ), а в 1986 г. – аспирантуру Института искусствоведения, этнографии и фольклора им. К. Крапивы НАН Беларуси. С 1986 года член Белорусского союза художников.

С 1994 годаработает на кафедре костюма и текстиля БГАИ в должности старшего преподавателя, доцент (2001), профессор (2011).

Произведения художника находятся в собраниях Национального центра современных искусств, Национального художественного музея, Могилёвском областном художественном музее им. П. Масленикова, историко- культурном заповеднике «Заславье», галерее «Гойя» Сарагоса, Испания.

В коллекции НЦСИ имеется картина «Утро в городе праздника». Данная работа представляет собой групповой портрет. На картине мы можем увидеть советскую семью, собирающуюся на праздник в город. На первом плане мать, держащая на руках маленького ребёнка, а рядом младшая дочка в клетчатом платье. Чуть дальше, на подоконнике, сидит старшая дочь, а с другой стороны находится отец – глава семьи.

Пока семья будет оставаться одной из ценностей человеческой жизни, искусство, отображающее тему семьи, не утратит своей актуальности.


26 апреля - день чернобыльской трагедии

Масштабная катастрофа, которая случилась больше 30 лет назад, открыла глаза на опасность использования атомной энергетики, оставила огромный след на судьбах современников и последующих поколений, которые проживают на территории Беларуси и в соседних странах. Последствия были настолько серьезными и масштабными, что не смогли оставить равнодушными людей по всему миру. Оставив след не только в окружающей среде и в жизни людей, взрыв на ЧАЭС нашел свое место в искусстве.

Художники своими работами напоминают об ужасах катастрофы и выражают свое сочувствие всем пострадавшим.

По сей день катастрофа Чернобыля влияет на искусство, призывая задуматься о глобальных проблемах и их последствиях.

В коллекции НЦСИ хранится работа Отчика Анатолия Владимировича «Чарнобыль перасцерагае». Каждый по-своему переосмысляет произошедшую трагедию, но при этом понимает, что все человечество несет ответственность за то, чтобы подобного больше не происходило.

Художник родился в деревне Шиичи Гомельской обл. Окончил Пензенское художественное училище в 1972 году, Белорусский государственный театрально-художественный институт в 1997 году. Участник художественных выставок с 1978 года. Работает в плакате, живописи, оформлении архитектурного пространства. Работы находятся в коллекции Национального художественного музея Республики Беларусь, Национального центра современных искусств Республики Беларусь, фондах Белорусского союза художников, Гомельском областном краеведческом музее. С 1986 года член Белорусского союза художников.

Отчик Анатолий Владимирович «Чарнобыль перасцерагае»; 1989 год; Беларусь; ДВП, темпера; 70х100см


27 марта – Международный день театра.

Древнегреческое слово «theatron» переводится как «место, где смотрят». Но первая театральная постановка состоялась не в Греции, а в Древнем Египте, основу сюжета которой легла египетская мифология. Позже в Греции театральные постановки стали формироваться как вид искусства с выделением жанров.

История театра в Беларуси насчитывает много веков. Истоки белорусского театрального искусства – в древних народных праздниках, обрядах, ритуальных действиях, колядках и играх. В первой половине XVIII века частные городские и усадебные театры начали свою деятельность, некоторые из которых достигли профессионального уровня. На сегодняшний день в Беларуси насчитывается более 20 профессиональных театров. Деятельность театров направлена на сохранение традиций национального сценического искусства, активную популяризацию достижений мировой классической и современной театральной культуры.

В коллекции НЦСИ находится работа Лойко Георгия Валентиновича из цикла «Театр» №2. Абстрактная композиция полотна состоит из различных по колориту пятен и мазков, в которыхпревалируют красный, белый и зеленый цвета.

Лойко Георгий Валентинович родился в городе Лихославль Тверской области в 1946 году. Учился в Минском художественном училище (1961-1965), окончил Белорусский театрально-художественный институт (1971). Учился у Л.Д. Щемелева, А.А. Малишевского, И.О. Ахремчика. Участник художественных выставок с 1967 года. Автор работает во всех жанрах станковой живописи. Работы Георгия Лойко находятся в коллекции Национального художественного музея Республики Беларусь, Национального центра современных искусств Республики Беларусь, коллекции БСХ, фондах министерства культуры Российской Федерации. Преподавал в Белорусском театрально-художественном институте (1972-1992), работал в Министерстве культуры РБ (1986-1988). Член БСХ с 1978 года. Заслуженный деятель искусств Республики Беларусь.

Дополнительная информация: Лойко Георгий Валентинович «Цикл “Театр”»; 1996, Беларусь; холст, масло; 79,5х100 см


18 февраля – 100-летие со дня рождения Михаила Андреевича Савицкого.

18 февраля 2022 года белорусская общественность отмечает 100-летие со дня рождения Михаила Андреевича Савицкого, выдающегося живописца, педагога, общественного деятеля.

Народный художник СССР, народный художник Беларуси, первый Герой Беларуси среди деятелей национальной культуры.

Михаил Савицкий родился 18 февраля 1922 года. Малая родина художника – небольшая деревенька Звенячи в Толочинском районе Витебщины. Летом 1940 года Михаил окончил среднюю школу в Коханово, он уже тогда мечтал стать художником.

Почти в самом начале войны попал в плен, находился в концлагерях Дюссельдорф, Бухенвальд и Дахау. 29 апреля 1945 года был освобождён из концлагеря Дахау американскими войсками.

После демобилизации обучался в Минском художественном училище, затем в Московском художественном институте имени В.И. Сурикова. Получив красный диплом и квалификацию "Художник-живописец", Михаил Андреевич возвратился на родину. В Минске начался новый этап в его жизни – творческой и личной.

Михаил Савицкий большую часть своей жизни посвятил педагогической работе и развитию высшего художественного образования. В 1980 г. он инициировал создание уникального для Беларуси проекта - академические живописные мастерские Академии художеств СССР (с 1991 г. государственное учреждение культуры «Творческие академические мастерские живописи, графики и скульптуры» Министерства культуры Республики Беларуси).

Михаил Савицкий навсегда вошёл в историю Беларуси как величайший мастер советского искусства, чьё творчество сыграло важную роль в развитии отечественного изобразительного искусства.

Савицкий Михаил Андреевич "Без вести пропавшие". 1990. Холст, масло. 120х120 см (Работа из фондов Национального центра современных искусств Республики Беларусь)


7 студзеня - Раство.

Батлейка – беларускі народны тэатр лялек на рэлігійную і бытавую тэматыку. Прынята лічыць, што тэатры батлеечнага тыпу з'явіліся ў Еўропе ў XV стагоддзі. У Беларусі батлейка атрымала распаўсюджванне ў XVI стагоддзя. Гэты від народнага тэатра прыйшоў з Украіны і Польшчы. Батлеечныя спектаклі сваімі сюжэтамі адлюстроўвалі сацыяльныя і рэлігійныя працэсы, якія адбываліся ў грамадстве.

Тэатр адкрываў сезон у строга вызначаны традыцыяй час – у Каляды, і працягваў разыгрывацца да завяршэння Святых вечароў. Лялькаводы, музыканты і хор хадзілі ад дома да дома, альбо ладзілі прадстаўлення на гандлёвых плошчах.

Рэпертуар батлеек можна падзяліць на два жанру: “высокі” – рэлігійная тэматыка і “нізкі” – сатырычныя сцэнкі з народнага жыцця. Кожная разыгрывалася на сваім ярусе – верхнім ці ніжнім. Нараўне з рэлігійнай п'есай “Цар Ірад”, народнай драмай “Цар Максіміліян”, уваходзілі таксама жанравыя сцэны “Мацей і доктар”, “Антон з казой і Антоніха” і шэраг іншых. У батлейцы пастаянна сутыкаліся рэлігійная містыка, жыццёвы рэалізм і набожнасць.

У пачатку XX стагоддзя батлейка аддала першынство прафесійным тэатрам. На працягу некалькіх гадоў паглядзець прадстаўленне ў традыцыйным народным тэатры “Батлейка” можна было ў гісторыка-культурным музеі-запаведніку“Заслаўе”.

У калекцыі НЦСМ захоўваецца карціна Ларысы Макатун “Калыска анёла”, на якой мы можам бачыць, як выглядае двухпавярховая батлейка. Батлейка такога тыпу ўяўляе сабой вялікую скрыню з двума паверхамі. Верхні ярус – “неба” –сімвалізаваў месца, дзе праходзілі паказы, звязаныя з біблейскімі тэмамі. Ніжні ярус – “зямля”– тут дэманстраваліся сцэны бытавога характару.

Гэтая карціна створана паводле аднаго з самых папулярных біблейскіх сюжэтаў – нараджэння Ісуса Хрыста. У ніжняй частцы, знаходзіцца гэтая сцэна, якая ўвасабляе зямлю. Яна ілюструе сюжэт з Бібліі, згодна з якой Дзева Марыя нарадзіла Хрыста ў пячоры, якая служыла хлявом для хатняй жывёлы. Верхняя частка адлюстроўвае царства “нябеснае” з анёлам.

Макатун Ларыса Алегаўна

Скончыла Мінскае мастацкае вучылішча ў 1975 годзе, 1991 годзе –Беларускае дзяржаўнае мастацкае вучылішча ім. А. К. Глебава, 1998 годзе –Беларускую дзяржаўную акадэмію мастацтваў па спецыяльнасці “Манументальна-дэкаратыўнае мастацтва”. З 1992 года бярэ ўдзел у рэспубліканскіх, замежных, міжнародных мастацкіх выставах. Працуе ў галіне станковага жывапісу. З 2001 г. выкладае ў Беларускай дзяржаўнай акадэміі мастацтваў. Творы Ларысы Макатун знаходзяцца ў фондах Нацыянальнага цэнтра сучасных мастацтваў Рэспублікі Беларусь, Светлагорскай галерэі імя Г. Пранішнікава, у беларускіх і замежных калекцыях.

Складальнік тэксту – Кацярына Шухто, вядучы навуковы супрацоўнік аддзела фондаў

Макатун Ларыса Алегаўна,”Калыска анёла”, 2006, Беларусь; палатно, алей; 60х60 см

Другія мерапрыемствы
Спецпраекты РЭСПУБЛІКАНСКІ КОНКУРС ”ТРЫЕНАЛЕ МАЛАДЫХ МАСТАКОЎ“ У 2022 ГОДЗЕ

З 20 мая па 15 лістапада 2022 г. Міністэрства культуры праводзіць на базе дзяржаўнай установы культуры змешанага тыпу “Нацыянальны цэнтр сучасных мастацтваў Рэспублікі Беларусь” Рэспубліканскі конкурс “Трыенале маладых мастакоў” у 2022 годзе.

Школам Мастер-классы в НЦСИ от художника Руслана Сергеева

Приглашаем наших юных посетителей на мастер-классы от художника Руслана Сергеева!