Спецпраекты

Виртуальный проект, посвященный 5-летию НЦСИ

  • 01.06.2020 - 31.08.2020
  • 00.00 - 24.00
  • г. Мінск, Някрасава, 3
  • Тэл. +375 17 281–74–79
  • Тэл. +375 17 242–78–14

06.07.2020

Из коллекции НЦСИ представляем работу Олега Елизарова (1969 - 2010)

       

Олег Елизаров
«Набережная». 1998 г.
Холст, масло. 75,5х55,5 см.

Городской пейзаж. На полотне изображена набережная реки Западная Двина, увиденная художником из окна ДХШ г. Полоцка. На переднем плане почти монохромного по колориту полотна, слева от зрителя – торец здания из полоцкой застройки ХIХ – нач. ХХ вв. Доминанта композиции находится на втором плане – это 3 черных силуэта побеленных тополей, побеги ветвей которых обрезаны городскими службами. Слева видны очертания провинциального трехэтажного дома.

Работа практически повторяет методы изображения, найденные во французском примитивизме.

Мирошников Михаил Иванович,
заведующий отделом (выставочные залы) НЦСИ

Елизаров Олег Валентинович
Родился 8 мая 1969 в Солигорске.
Закончил художественно-графический факультет Витебского государственного университета имени П.М. Машерова. Преподаватель: Валентина Ляхович.
Преподавал в Детской художественной школе г. Полоцка.
Основатель художественного объединения «Белый круг»* и т.н. «белого стиля» в современной белорусской живописи.
Манера исполнения очень похожа на стилистику живописных произведений французского постимпрессиониста, примитивиста Мориса Утрилло*.


* «Белый круг» - с 1999 г., художественное объединение с центром в г. Полоцке, куда входили Олег Елизаров (Солигорск), Андрей и Татьяна Пискуны, Андрей Михайлов (Полоцк), Дмитрий Мшар, Игорь Прудников, Ольга Рослевич (Витебск), Алег Прокорина (Несвиж), Ирина Бабарико (Новополоцк), Сергей Чертилин (Минск).
** Морис Утрилло (фр. Maurice Utrillo; 25 декабря 1883, Париж - 5 ноября 1955, Дакс) - французский живописец-пейзажист. В 1920-х художник стал знаменитостью международного масштаба. В 1925 году по заказу Сергея Дягилева создал декорации для балета Джорджа Баланчина «Барабо».

29.06.2020

В рамках специального проекта, посвященного 5-летию НЦСИ, виртуальные посетители наших страниц в соцсетях голосуют за те направления в белорусском искусстве, информацию о которых они хотели бы узнать на примере работ из коллекции центра. По результатам голосования ( https://docs.google.com/forms) на сегодняшний день лидирует направление, получившее название «белорусский авангард».

1980-90-е гг. - время, ознаменовавшееся радикальными изменениями всей социально-политической системы нашей страны и столь же радикально отразившееся на белорусском искусстве. Уже с конца 1980-х гг. новаторское творчество художников разнообразных объединений и групп, сформировавшихся в этот период, разбивало устойчивые стереотипы восприятия художественного произведения. Это время создало ряд ярких образов и личностей, к которым, несомненно, относится витебский художник Александр Досужев.

       

Александр Досужев
«Зиг Заг», 1994 г.
холст, масло, 90х80 см.
.

Александр Игоревич был одним из членов творческого объединения «Квадрат», созданного в Витебске в 1987 г. Художники – члены «Квадрата» являлись нонконформистами и стремились реабилитировать в белорусском искусстве наследие Казимира Малевича и его соратников, творивших в Витебске в 1920-х гг.

Александр Досужев обосновал авторскую теорию ПЛИПа: «Вечная Поверхность – наша земля. Линии рек, дорог и наших судеб. Пятна полей лесов и наших лиц постоянно меняют свой цвет (кратко: поверхность, линия, пятно)». Работы по ПЛИПу – это композиции с одной стороны упрощенные, с другой – наполненные космологическим смыслом. Работа «Зиг Заг» выполнена в рамках данной теории. Поверхность – земля (космос, бытие), незыблемая и совершенная в своей бесконечности. Линия, расчерчивающая поверхность, вносит в нее изменения, заставляет трансформироваться и развиваться. А пятна, в большинстве своем продолговатые, несут идею яйца – символа зарождения жизни (разума, идеи).

«Квадрат» своей деятельностью ставил целью воссоединить прерванную связь между художественным авангардом 1920-х годов и искусством Витебска 1980-1990-х годов, а творчество художников, входящих в объединение, стало одним из наиболее ярких выразителей идей «белорусского авангарда».

Олеся Иноземцева,
заместитель директора по творческой работе,
искусствовед, арт-куратор

       

Александр Досужев (31.10.1945, д. Пуховичи Пуховичского р-на Минской обл. - февраль 2014, г. Витебск), белорусский художник.

Окончил художественно-графический факультет Витебского государственного педагогического института (1970). Учился у И. Столярова, А. Некрасова, Г. Кликушина.

Член творческого объединения «Квадрат» (1987). Член Белорусского союза художников (1990).

Работал в станковой живописи, графике, создавал коллажи, ассамбляжи, объекты и инсталляции.

Автор концепции ПЛИП (поверхность, линия, пятно).

Автор афиш и плакатов к различным выставкам витебских художников.

Среди основных работ: «В конце февраля» (1976), «Цикламен» (1977), «Лету уходящему» (1977), «Каллы» (1980), «Осенний натюрморт с венским креслом» (1981), «На день рождения «Квадрата» (1988), «Интерьер с приоткрытой дверью» (1988), серия «Через красное, через черное, через синее» (1988), «Автопортрет на железном фоне» (1990), «Переезд» (1992), ПЛИП-объект 1 (Время) (1994), «Посвящение М.» (2006), «Good morning, Vincent!» (2007), «Остановка» (2008), «Освобожденная реальность» (2008), «Деньгариум» (2008) и др.

Работы находятся в фондах Национального центра современных искусств Республики Беларусь, Витебского художественного музея, музея «Витебский центр современного искусства», частных коллекциях.

22.06.2020

В рамках виртуального проекта, посвященного 5-летию НЦСИ, сегодня из коллекции центра представляем произведение Зои Литвиновой «Прадстаянне».

Художница Зоя Литвинова яркий представитель белорусского современного искусства. Каждое произведение, созданное ее рукой наделено особым характером, который отражает глубину ее отношения к жизни и творчеству. Зоя Васильевна никогда не занимается копированием, у нее есть собственное видение и эстетический вкус.

       

Зоя Литвинова
«Прадстаянне» (рус. «Предстояние»), 2000, холст, масло; 140х180 см.
Произведение закуплено Национальным центром современных искусств в 2003 г.

Художница родилась в 1938 году на Гомельщине, в деревне Старое Село. В 1961 году окончила Минское художественное училище, после чего поступила в Белорусский театрально–художественный институт, где обучалась монументально-декоративному искусству. Окончила учебное заведение Зоя Васильевна в 1967 году. А в 1970 году уже была принята в члены Союза художников СССР.

В жизни Зою Васильевну часто называли формалисткой. Каждое произведение художницы выражает ее личные чувства и впечатления, ведь женщина не поддается влиянию внешних убеждений. Вдохновением для нее служит творчество Врубеля, Шагала и Матисса, они заряжают ее креативной энергией.

Довольно экспрессивное по своей сути произведение «Предстояние» имеет черты авангарда. Оно было написано на рубеже ХХ и ХХІ веков. Здесь художественная выразительность строится на интуиции и противостоит фотографичности.

Произведение «Предстояние» выполнено в насыщенных красном, синем, охристом тонах с использованием золотой краски, это предает декоративно-образной композиции особый художественный характер. Шесть фигур в длинных одеждах, которые созданы из множества маленьких цветовых плоскостей, в произведении являются ключевыми. Фигуры показаны статично, что подкреплено также горизонтальными и вертикальными границами цветовых частей — возникает ощущение, что энергия, заложенная внутри произведения, вот-вот вырвется наружу и будет неудержима.

Зоя Литвинова зачастую обращается к библейским сюжетам, и делает это умело. Произведение «Предстояние» имеет глубокий библейский подтекст, как и ряд других, созданных художницей в этот период времени.

Зоя Васильевна Литвинова – заслуженный деятель искусств Беларуси. Она имеет ряд наград: Орден «За заслуги в области литературы и искусства» во Франции, Орден Франциска Скорины Республики Беларусь, диплом Академии художеств СССР, диплом Первого Международного пленэра имени Марка Шагала в Витебске, премия на Всесоюзной выставке живописи в Москве, присвоено звание «Заслуженный деятель искусств Республики Беларусь».

Сегодня произведения Зои Васильевны Литвиновой находятся в Национальном художественном музее Республики Беларусь, в Национальном центре современных искусств Республики Беларусь, в полоцком Культурно-историческом музее-заповеднике, в Государственной Третьяковской галерее в Москве, в Государственном Русском Музее в Санкт-Петербурге, в музеях Риги, Новосибирска, Архангельска, Бишкека, Уфы и т.д., а также частных коллекциях и муниципальных собраниях Австрии, Германии, Италии, Дании, Голландии, Англии, ЮАР, Израиля, США и Канады.

Анастасия Редько,
ведущий научный сотрудник отдела фондов НЦСИ

15.06.2020

Работа «Утаймаванне» ( рус. «Укрощение») получена в дар от Петрова Юрия Петровича с его персональной выставки «Зеленая стена старого дома 2», малый зал Музея современного изобразительного искусства, 01.04.2014-16.04.2014.

       

Юрий Петрович Петров
«Утаймаванне»; 2013; Холст; акрил, масло; 40х40 см.

На квадратной по формату, экспрессивной по рисунку работе – портретное изображение фантастического существа, предположительно, женского пола с высунутым змеиным языком, взгляд направлен на зрителя. Использование глубоко синего и ярко-красного колорита при изображении конусовидной головы с узкими глазами и длинным носом создает ощущение абсолютной ирреальности.

Второе название – «Ночная голова». Произведение относится к 1 периоду творчества художника – фигуративной мистической живописи, и одной из ярко-красной по цвету серии изображений демонических существ обоих полов, экспонировавшейся в галерее современного искусства «6 линия».

Тематика отражает интерес В. Петрова к классической китайской философии, даосизму и дзен-буддизму. Персонаж произведения относится к т.н. «изображениям невидимого мира» на стыке сюрреализма и экспрессионизма и некоторым образом повторяет прием, использованный в буддийской тханке (иконе) при изображении гневных божеств.

Петров Ю.П. родился 05.09.1957 года в Минске. Учился в Белорусском государственном театрально-художественном институте (1979–1984). Участник квартирных неофициальных выставок с 1981 года, инициатор образования сообщества независимого современного искусства «Форма» (Минск, 1987-1989), один из создателей Галереи современного искусства «6-я линия» (Минск, 1992), важного арт-пространства 1990-х гг. в Минске, с 1999 года являлся куратором и организатором ежегодного Международного фестиваля перформанса «Новинки» (www.navinkifestival.org).

Представлял Республику Беларусь на 54 Венецианской биеннале (2011 г.).

Результат 35-летнего художественного опыта Виктора Петрова – насыщенные элементами реальности фигуративные живописные полотна с сюжетами и нарративами, а также работы с абстрактной формой выражения. Опыты сюрреализма и дадаизма пересекаются с форматами и фактурами геометрической абстракции, абстрактного экспрессионизма, драматизм и эмоциональный накал наполняется слоями сакрального, глубоко личностного, интимного переживания. «…Искусство всегда несет в себе, в том или ином смысле, аллюзии к реальности, также как искусство всегда есть «некая таинственная сила, которая приходит к художнику и стоит за изображением. Таинственный мир, который «совершается» в искусстве, зовет нас к трансцендентному, рождает в нас эмоции, подвластные только миру искусства», – В. Петров.

Мирошников Михаил Иванович,
заведующий отделом (выставочные залы) НЦСИ

08.06.2020

Художница Людмила Кальмаева в 45 лет переехала из Беларуси в Нидерланды. Переезд в другую страну, особенно в таком возрасте, даётся нелегко. Картина «Моя Голландия» из коллекции НЦСИ как раз о жизни на новом месте.

       

Людмила Кальмаева
«Моя Голландия». 2011, холст, масло, графитовый карандаш. 150х105 см.

За основу Людмила Кальмаева взяла рисунок, сделанный ещё в Минске, - это карандашный рисунок фантазийных бутылочек, расположенный на заднем плане картины. Передний же план художница символично «заставила» яркими предметами, имеющими отношение к её голландской жизни: мельница (голландская мастерская белорусской художницы находится в мельничной пристройке), икона (в Нидерландах художница зарабатывала, давая уроки иконописи), тюбик краски, кломп, словарик, испанская куколка с глобусом на голове (знак того, что, живя в Нидерландах, художница может свободно путешествовать по всему миру), соль и горчица – символы не такой уж «сладкой» жизни в не родной стране, а в центре – часы как символ времени. «Вся эта композиция отражается, как в воде, в сознании художника без иллюзий и искажений», - пишет Людмила Кальмаева. Кроме того, вода – это так типично для Голландии.

Людмила Михайловна Кальмаева - белорусская художница, плакатист. Родилась в 1946 году в Минске. До 1968 года училась в БГТХИ, в 1973 году окончила Государственный институт искусств Эстонской ССР. Член Белорусского союза художников с 1980 года. До 1992 года работала преподавателем Белорусского государственного театрально-художественного института. С 1992 года живёт в городе Арнемауден в Нидерландах. Произведения находятся в Национальном художественном музее Беларуси, Национальном центре современных искусств, фондах Белорусского союза художников, Национальном музее плаката в Вилянуве (Варшава), Музее плаката в Канагаве (Япония), частных собраниях в Нидерландах, Германии, Франции, США, Мексики.

Ольга Вишнева,
ведущий научный сотрудник НЦСИ,
искусствовед, арт-куратор

01.06.2020

Живописным полотном художницы Аллы Замай «Мир всем» Центр современных искусств открывает виртуальный проект, посвященный 5-летию НЦСИ.

По результатам голосования наших виртуальных посетителей https://docs.google.com/forms еженедельно на сайте будут представлены произведения из коллекции Национального центра по направлениям, набравшим наибольшее количество голосов.

       

Замай Алла Николаевна
«Мир всем», 1989, холст, масло, 135х170 см.

Данная картина выбрана не случайно. 1 июня – Международный день защиты детей. Да и название полотна звучит как никогда актуально для сегодняшнего времени.

В нашей республике большинство населения родом из СССР. К сожалению, с каждым годом это соотношение меняется, а вместе со сменой поколений уходит память о летних пионерских лагерях, школьных линейках, форме, пионерских дружинах и событиях той эпохи.

Лето для каждого школьника, не зависимо от социальных и бытовых состояний, самая долгожданная пора, самая любимая, яркая и ожидаемая на события. Монотонность школьных будней, наконец-таки, разбивает свобода от парт, учебников и расписаний звонков. Солнце становится вдвое ярче, а дни втрое длиннее, потому что большую часть этого самого дня занимает «улица». «А лето - это маленькая жизнь» звучит фраза в песне Олега Митяева, правдивость которой более всего ощущают дети, поэты и художники.

На картине Аллы Замай изображена сцена из традиционного для городских детей СССР летнего пионерского лагеря, путевки в который выдавались родителям практически в каждом трудовом коллективе. Несмотря на то, что творчество художницы разнообразно по тематике и жанрам, частыми персонажами ее работ становятся именно дети, умеющие беззаботно радоваться жизни. Может быть, тематику данной картины объясняет факт, что более пятнадцати лет своей насыщенной жизни (1963-1980 гг.) А. Замай посвятила работе в журнале «Піянер Беларусі».

Сюжет картины вызывает в памяти миротворческие миссии Саманты Смит и Кати Лычевой, после которой девочки стали знамениты, а образ «голубя мира» широко использовался в марках, рисунках, плакатах и т.п. Вспоминается и то, что, во время визита в СССР, Саманта провела некоторое время в лагере «Артек», живя в пионерском отряде среди советских сверстников.

       

Саманта Смит в «Артеке». Июль 1983 года. Фото: Юрий Абрамочкин. Источник: Википедия

Многофигурная композиция картины, тщательно проработанные детали, социальная значимость и некоторая идеализация сюжета и персонажей – качества, характерные для живописи соцреализма. Холст наполнен воздухом и настроением. Солнечный свет, щедро заполняющий живопись Аллы Николаевны, стал особой, неповторимой манерой художницы, отличающей ее творчество от других авторов.

Алла Николаевна Замай родилась 14 сентября 1932 года в селе Займо-Обрыв Азовского района Ростовской области. Окончила Ростовское художественное училище (1953), Белорусский театрально-художественный институт (1959). Училась у народного художника БССР Валентина Волкова. Образование получила в Ростовском художественном училище (1953 г.) и Белорусском театрально-художественном институте (1959 г.).

Олеся Иноземцева,
заместитель директора по творческой работе,
искусствовед, арт-куратор

Другія мерапрыемствы
17.07.2020 18.30 Някрасава, 3
Кіно Паказ і абмеркаванне фільма «Усходні калідор»

Не забаронены, не знішчаны і амаль не крануты пільнымі рэдактарамі, «Усходні калідор» тым не менш не трапіў у пракат і на дзесяцігоддзі выпаў з гісторыі беларускага кіно. Таму так каштоўная кожная магчымасць паглядзець і абмеркаваць гэтую стужку, што цяпер раптам стала хіба не галоўным узорам беларускага кінамадэрнізму, але бадай што так і не была належным чынам асэнсаваная.

01.06.2020 31.08.2020 9.00 - 18.00 Някрасава, 3
01.06.2020 31.08.2020 9.00 - 18.00 Някрасава, 3
Дзіцячыя мерапрыемствы Арт-лагерь «Леонардика» в НЦСИ

За неделю арт-интенсива каждый участник попробует себя во всех сферах искусства: получит роль в пьесе, напишет картину, поучаствует в хореографическом перформансе, а также подготовит свой музыкальный номер. Автор курса: Мисюль Марина Николаевна - специалист по социокультурной деятельности, дизайнер, партнёр ассоциации «Образование для будущего», предприниматель.

01.06.2020 31.08.2020 9.00 - 18.00 Незалежнасці, 47
01.06.2020 31.08.2020 9.00 - 18.00 Незалежнасці, 47
Дзіцячыя мерапрыемствы Научный летний лагерь «Ximikids»

В летнем научном лагере дети смогут каждый день с удовольствием узнавать что-то новое об окружающем нас мире. В программе предусмотрены лабораторные работы, мастер-классы по инжинирингу, экскурсии, эксперименты, лекции, квесты, научные шоу-программы и множество других интересных активностей. Все занятия направлены на обучение. Даже физкультура у нас научная. Прежде, чем пинать мяч, мы выясним, почему он падает и почему он подпрыгивает.